Надгробие на могиле А.В.Соболева на Николо-Архангельском кладбище (уч. 1/9). Фото 25.05.2015. Нажмите на левую кнопку мыши, чтобы посмотреть старую фотографию надгробия


СОБОЛЕВ Александр Владимирович (наст. фам. и имя Соболь Исаак) (1915 – 1986)

Род. в местечке Полонное Новоград-Волынского у. Волынск. губ, умер в М.

Поэт. Сын мелкого торговца. Стихи писал с раннего детства. В М. с 1930. Учился в ФЗУ, работал слесарем на механич. з-де № 45, занимался в лит. объединениях при многотиражн. заводск. газ., ж-ле «Огонек», затем перешел на журналист. работу. К сер. 1930-х – лит. сотр. нескольких моск. газет.

С 1942 С. – уч-к Великой Отеч. войны в рядах действующей армии. В 1944, после ранений и контузий, был демобилизован по инвалидности. Работал на Моск. авиамоторн. з-де слесарем в инструм. цеху, отв. секр. заводск. многотиражн. газ. (вел стихотв. рубрику «Ведет разговор дед Никанор»), уволен по сокращению штатов. С. был занят случайной журналист. работой, жил по принципу, им сформулир.: «Рожденный летать – ползать не будет», бедствовал и писал стихи. С ними были знакомы С.П.Щипачев, С.Я.Маршак (назвавший С. «поэтом Божьей милостью»), И.Г.Эренбург. Летом 1958 поэт написал стих. «Бухенвальдский набат», навеянное сообщением об открытии в ГДР мемориала Втор. мир. войны. В редакции газ. «Правда», куда С. – не состоявший ни в СП, ни в КПСС – отнес стих., произв. было отвергнуто. После того, как его напечатали в сент. 1958 в газ. «Труд», секр. СК С.В.Аксюк при случайной встрече с С. посоветовал ему послать стих. композитору В.И.Мурадели («Это в его ключе, может получиться замечательная песня»). По признанию композитора, мелодия была сочинена им на одном дыхании. Дальнейшая судьба песни – сочетания талантливого текста и талантливой музыки – оказалась неординарной. Худсовет Всес. радио пожурил композитора за нетребовательность к тексту (известно мнение поэта Л.И.Ошанина: «Мракобесные стихи: мертвые в колонны строятся!»). Но появление антивоен. и антифашист. песни совпало с подготовкой к Междунар. фестивалю молодежи и студентов в Вене, и это определило ее судьбу: оргк-т в ЦК ВЛКСМ включил песню в программу фестиваля (решающую роль в этом сыграл секр. ЦК Н.Н.Месяцев). Песня была разучена студенч. хором из Свердловска и встречена с триумфом как на фестивале, так и по возвращении на родину (первоначально в докум. ф. «Весенний ветер над Веной»). Песня была исключительно популярна: она входила в репертуар Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. А.В.Александрова и др. хоровых коллективов, отеч. и заруб.; за ее исполнение М.М.Магомаев стал в 1961 лауреатом Всемирн. фестиваля молодежи и студентов; фирма «Мелодия» выпустила ок. 9 млн дисков с ее записью. В 1962 песня была даже выдвинута на соискание Лен. пр. и дошла до втор. тура обсуждения (называлось, как правило, только имя композитора). Одноврем. складывалось неблагоприятн. отношение парт. общественности (в частности, СП) к С. и его творчеству. В 1963 С. принес в «Правду» одноим. стих., заявив с порога: «Я принес вам "Правду", которую ваша "Правда" не напечатает». Стих. завершалось: «Бесстрашная и непокорная, всегда воюешь насмерть с ложью. / Непобедимая, великая, / тебе я с детства дал присягу, / всю жизнь с тобой я горе мыкаю, / но за тебя – костьми я лягу!» В начальн. период популярности «Бухенвальдского набата» зав. отд. культуры ЦК КПСС Д.А.Поликарпов дал однажды по телефону (в присутствии поэта) указание Г.М.Маркову принять С. в СП, но даже такая «показательная» рекомендация оказалась безрезультатной. Отказами и возвращением рукописей завершались и попытки С. изд. сб. стихов в «Советском писателе», «Московском рабочем», «Советской России». Ни в одной поэтич. антологии, ни в одном вып. моск. ежегодн. «Дня поэзии» имя С. не появлялось. Исключение изредка составлял ж-л «Крокодил», в б-ке кот. в 1967 был издан сб. сатирич. фельетонов и басен «Бритый еж», получивший тогда же пр. ж-ла. С многолетн. редакц. мытарствами проходил к 40-летию победы в Великой Отеч. войне в серии книг, написан. уч-ками войны, сб. С. «Бухенвальдский набат»: 35 из 48 стих-ий в нем были напечатаны с искажениями и купюрами. Эта брошюрка карман. формата вышла в свет незадолго до смерти поэта, 4 посл. года жизни страдавшего тяжким онкологич. заболеванием.

С 1944 жил в общежитии з­-да № 45 на Ткацкой ул.; затем – на ул. Соколиной Горы, 34; на 5-й ул. Соколиной Горы, 19; на ул. Чечулина, 22. Похоронен на Николо-Архангельском кладб.

С 1946 состоял в браке с журналисткой Татьяной Михайловной Соболевой (урожд. Воронковой; род. 1922), трудами кот. были изданы посм. все сохранившиеся произв. С. – ром. и два стихотв. сборника (один в миниатюрн. изд., содержащий текст «Бухенвальдского набата» на яз. оригинала и в переводах на англ., нем. яз. и иврит). Соболевой написана и художественно-публицист. кн. о поэте.

Соч.: Бухенвальдский набат: Строки-арестанты. М., 1996; Ефим Сегал, контуженный сержант: Роман. М., 1999.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012