Надгробие на могиле Я.М.Серебрийского на Быковском мемориальном кладбище (Московская обл., г. Жуковский). Фото 21.06.2014


СЕРЕБРИЙСКИЙ Яков Моисеевич (1913 – 1989)

Род. и умер в М.

Специалист в обл. аэродинамики, д. т. н. (1943), проф. (1943). Род. в семье бухгалтера. В 1935 окончил МАИ и механико-мат. ф-т МУ. Более 40 лет работал в отд. аэродинамики элементов летат. аппаратов лаб. № 2 ЦАГИ. Преподавал в МФТИ, МАИ (каф. аэродинамики), Акад. авиац. пром-сти. Лен. пр. (1961), Стал. пр. (1947), 3 пр. им. Н.Е.Жуковского СМ СССР.

Продолжил исследования Жуковского и С.А.Чаплыгина по профилям крыла. В кон. 1930-х изучал волновое сопротивление профиля, теорию упругого крыла самолета. Эти исследования позволили создать методы аэродинамич. проектирования профилей и получить компоновки крыльев, рассчитан. на максимально возможные скорости полета. В 1935–39 провел комплекс эксперим. и теоретич. исследований влияния близости земли на аэродинамич. характеристики самолета. Дал качеств. оценку влияния экранного эффекта на аэродинамику низколетящего крыла, что позволило разработать рекомендации по управлению самолетом во взлетно-посадочн. режимах. Обнаруж. эффект возд. подушки, возникающей между крылом и землей на малых высотах, использовался при конструировании экранопланов. С 1940-х исследовал в аэродинамич. трубах особенности обтекания крыла с прямой и обратной стреловидностью в дозвук. и сверхзвук. потоках. Работы легли в основу аэродинамич. схемы перв. отеч. реактив. истребителей со стреловидн. крылом. В 1943 разработал метод расчета обтекания профиля крыла несжимаемой жидкостью. Приближен. метод расчета обтекания тел любых профилей получил название «метод Серебрийского». Уч-вал в профильн. компоновке лопастей скоростн. несущих винтов вертолетов. Один из авторов концепции сверхкритич. аэродинамики. Создан. на ее основе сверхкритич. профили и крылья были применены на самолетах Ан-124, Ан-225, Ан-70, Ил-96 и др., а также в аэродинамич. конструкциях самолетов и вертолетов более поздних поколений и крылатых ракет.

Жил на Хавской ул. (до 1950); Городской ул., 5/7 (1950–65); в Жуковском Моск. обл. (с 1965). Похоронен на Быковском кладб. (г. Жуковский Моск. обл.).

Соч.: Влияние близости Земли на аэродинамические характеристики самолета. М., 1936; Аэродинамика упругого крыла. М., 1937; Максимальное значение местных скоростей и местных нагрузок, возникающих на поверхности самолета при больших скоростях полета // Техника воздушного флота. 1942. № 5/6 (в соавт.); Расчет лобового сопротивления крыла на режиме максимальной скорости // Технические отчеты ЦАГИ: № 28. М., 1944 (в соавт.); О волновом сопротивлении // Труды ЦАГИ: Вып. 550. М., 1944 (в соавт.); Аэродинамика установившегося обтекания тел при дозвуковых скоростях // Механика в СССР за 50 лет: В 3 т. Т. 2: Механика жидкости и газа. М., 1970 (в соавт.).

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012