АНЧАРОВ Михаил Леонидович (1923 – 1990)

Род. и умер в М.

Писатель, драматург, художник, автор-исполнитель. Окончил Воен. ин-т иностр. языков (1944) и Моск. гос. худож. ин-т им. В.И.Сурикова (1954). Уч-к Великой Отеч. войны. Начал печататься в 1955. Произв. А., связан. общими героями, объединены в две трилогии: нефантастич. – «Теория невероятности», «Золотой дождь» (оба – 1965), «Этот синий апрель» (1967), и фантастич. – «Сода-Солнце» (1965), «Голубая жилка Афродиты» (1966), «Поводырь крокодила» (1968). Гл. действующ. лица этих произв. – физик Алеша Аносов, художник Костя Якушев и поэт Гошка Панфилов – творч. личности, старающиеся служить общ-ву, кот. вправе надеяться на проявление их способностей, требовать от них весомых результатов. Произв. задавали тон и определяли все последующ. творчество А.: главным для писателя стало исследование процесса творчества, условий, кот. развивают его отправн. стимулы. Пов. «Прыгай, старик, прыгай!» (1981) продолжала цикл произв. А., исследующих процесс творчества. Изобретатель Сапожников, совр. божества Громобоев и Минога, атлантолог Фетисов и др. вместе с Аносовым, Якушевым и Панфиловым поднимают проблемы на новый уровень в трилогии, включающей произв. «Самшитовый лес» (1980), «Как птица Гаруда» (1986), «Записки странствующего энтузиаста» (1988). Необычность формы и манеры повествования подчеркивают неистребимый оптимизм автора и веру его в человечество. С некот. долей условности следует выделить осн. темы: творчество в науке и технике, этика ученых и изобретателей («Самшитовый лес»); творчество в обл. социальн. поведения, взаимоотношения личности и общ-ва («Как птица Гаруда»); наконец, худож. творчество, иск-во, творец и окружающий мир («Записки странствующего энтузиаста»). Вместе с тем А. не уходит от тем экологич., воен., социальн. противостояния (человечества и природы, разл. групп населения, гос-в). А. – один из основателей жанра авторск. песни, однако на публике выступал редко, предпочитая петь в кругу близких знакомых. Одна из осн. тем его песен – горькие последствия минувшей войны. Он впрямую говорил о ней в песне про солдата, потерявшего на фронте обе ноги («Песня про низкорослого человека, остановившего ночью девушку возле метро “Электрозаводская”»). Иногда это был опосредован. разговор через др. темы («МАЗ», «Баллада о мечтах»). Гл. герой песен Анчарова – зрелый, много переживший, но не сломлен. жизнью человек («Я вспомнил, друг, что мне уж тридцать восемь – пора искать земное ремесло…»). Его песни экспрессивны. А. вызвал к жизни массу подражателей, его влияние ощущается даже в творчестве В.С.Высоцкого. Темы творчества А. связаны с родным городом. М. посв. создан. им сценарий телесериала «День за днем», получившего в свое время широкую популярность.

В посл. гг. жил в д. № 31/22 на ул. Чехова. Похоронен на Донском кладб.

Библиография: «Мы саперы столетья…»: [Автобиография. Стихи. Список опубл. произв.] / Сост. В.Ш.Юровский // Сов. библиография. 1989. № 3.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 1: А–З. М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007

Плита колумбария Донского кладбища, за которой в нише находится урна с прахом М.Л.Анчарова (колумб. 17, секц. 10). Фото 16.06.2012