ФИТТЕРМАН Борис Михайлович (1910 – 1991)

Род. и умер в М.

Конструктор автомобилей, д. т. н. (1971), проф., инженер-полк. Род. в семье врача. В 1931 окончил Моск. автотракторн. ин-т им. М.В.Ломоносова (ныне – Моск. гос. техн. ун-т «МАМИ»). Будучи студентом, в течение двух лет практиковался на 1-м гос. автомоб. з-де (быв. з-де АМО, с 1931 – ЗИС). Работал в мотоциклетн. КБ в Ижевске. С 1933 – в Науч. автотракторн. ин-те (с 1946 – Н.-и. автомоб. и автомоторн. ин-т – НАМИ), затем – в НИИ гор. движения. С 1935 – на Горьковск. автоз-де. С 1938 – вновь на ЗИСе, с 1943 – гл. конструктор. В 1950 арестован по обвинению в «измене Родине» и «вредительстве», осужден на 25 лет лагерей. Отбывал наказание в Воркуте, где после тяжелых работ в 1953 ему удалось стать зав. техн. кабинетом по обучению шахтеров и преп. автодела для заключенных. В 1955 освобожден; в том же г. дело против него было прекращено за недоказанностью обвинения. В 1956 вернулся в НАМИ, в группу автомоб. прицепов, с 1957 возглавлял бюро легковых автомобилей ин-та и одноврем. преподавал в МАДИ. Стал. пр. (1945, 1949).

Перв. (дипломн.) разработкой Ф. стал армейск. тяжелый мотоцикл с карданной передачей. Проектировал пропашной трактор, шасси перв. моск. троллейбуса ЛК-1, перв. снегоуборочн. машину, а также предназначенный для уч-ков демонстраций передвижн. обществ. туалет на шасси автобуса ЗИС-8. Разрабатывал проекты гор. автобуса с увеличен. пассажировместимостью, легкового автомобиля ГАЗ-М1 («Эмка»), двухмоторн. грузовика 2М. Уч-вал в создании полноприводн. грузовиков на базе ЗИС-5 и ЗИС-К2. Возглавлял работы над трехосным шасси для тяжелого бронеавтомобиля БА-11. Работал над проектами вездеходов ЗИС-32, ЗИС-36, полугусеничн. автомобиля ЗИС-22, занимался модернизацией одного из минометов. Гл. работой Ф. в кон. 1940-х стала разработка трехосного бронетранспортера ЗИС-152 (БТР-152), принятого в серийн. произ-во и на вооружение. В послевоен. гг. руководил созданием бронир. представит. автомобиля высш. кл. ЗИС-110. Уч-вал в конструировании полугусеничн. ЗИС-151, гор. автобусов вагонного типа. В заключении в свободн. часы занимался проектированием автомоб. техники, а также рационализацией для облегчения труда заключенных. После освобождения разрабатывал автоприцепы, инвалидн. мотоколяски, вел работы по конструированию и испытанию перв. сов. транспортн. средств на возд. подушке. Активно работал над созданием малолитраж. автомобилей, в частности, НАМИ-060 (предшественник ЗАЗ-965 – «Запорожца»). В детстве был знаком с А.Белым, В.Я.Брюсовым, А.В.Луначарским, приходившими в гости к его отцу.

Жил на Арбате, 4 (1910–30-е); в 7-м Ростовском пер., 23 (1940-е); на 1-й Боевской ул., 2 (1950-е); в Красностуденческом пр., 5 (1966–91). Похоронен на Введенском кладб.

Соч.: Микроавтомобили. М., 1961; Направление развития конструкций легковых автомобилей особо малого класса II группы. М., 1983 (в соавт.); Легковые автомобили за 70 лет // Автомобильная промышленность. 1988. № 11; Конструкторы осваивают смежные профессии: Московский автомобильный завод им. Лихачева в годы Великой Отечественной войны // Там же. 1995. № 5; Проектирование легковых автомобилей. 2-е изд. М., 1980 (в соавт.); Театр ужасов: Арест. Тюрьма. Лагерь // Лехаим. 1995. № 44.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле Б.М.Фиттермана на Введенском кладбище (уч. 11). Фото 13.11.2012