Могила Е.А.Черняева на Востряковском кладбище (уч. 117). Фото 04.05.2016


ЧЕРНЯЕВ Евгений Александрович (1921 – 1992)

Род. в Симферополе, умер в М.

Художник кино, засл. художник РСФСР (1976), чл. СХ. Отец Ч. – служащий, мать – врач. Уч-к Великой Отеч. войны, награжд. медалью «За взятие Берлина». В 1952 окончил худож. ф-т ВГИКа (мастерская М.А.Богданова). В 1953–92 – художник-постановщик к/ст «Мосфильм». Его перв. ф. «Степные зори» не был выпущен на экраны. Ч. был «мастером исторической эпохи» – его коньком стало воссоздание ист. антуража. Ч. приглашали на самые свои сложн. и «авторские» проекты такие изв. режиссеры, как А.А.Алов, В.Н.Наумов, П.Е.Тодоровский, А.А.Тарковский, А.М.Файнциммер, М.А.Швейцер и др. Обладавший чрезвычайн. профес. гибкостью, Ч. сумел подстроиться под худож. режиссер. единоначалие молодого Тарковского в «Ивановом детстве» (1962, по рассказу В.О.Богомолова «Иван»). Первонач. эскизы Ч. совсем не походили на жесткие аскетич. декорации, появившиеся в кадре, и, тем не менее, заслуга именно художника-постановщика в том, что картина получилась настолько выразит., очевидна. Впосл. Ч. был приглашен Тарковским гл. художником для работы над ф. «Андрей Рублев» (совм. с И.Н.Новодережкиным, при участии С.Воронкова, 1966; приз ФИПРЕССИ кинофест. в Каннах, 1969).

Изв. оператор С.П.Урусевский доверил Ч. свой дебютн. режиссер. проект «Бег иноходца», снятый по перв. ч. пов. Ч.Айтматова «Прощай, Гульсары!» (1969) и воплотившийся в один из самых красивых и запоминающихся ф. в сов. кино того времени. Именно Ч. создавал бесчисл. кол-во декораций и натюрмортов, антураж постановоч. сцен для «Легенды о Тиле» (1977, режиссеры Алов и Наумов, по ром. Ш. Де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях – забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах») – одной из самых «изобразительных», живописн. картин в истории отеч. кинематографа, видеоряд кот. целиком построен на аллюзиях на картины вел. фламанд. и голланд. художников и прямых стилизациях работ П.Брейгеля Старшего (вереница слепцов и др. кадры). Фрагменты декорации Ч. к ф. «Легенда о Тиле» были выставлены на ВДНХ (1976). Ф. получил спец. приз жюри на Всес. кинофест. 1978 в Ереване. Как мастер интерьера Ч. проявил себя в работе над посл. ф. В.П.Басова «Семь криков в океане» (1986, притча-фантасмагория на основе пьесы «Крики в океане» А.Касона).

Кроме того, Ч. был художником-постановщиком таких ставших классикой сов. кино ф., как «Звездный мальчик» (1957), «Девушка с гитарой» (совм. с Б.Царевым, 1958), «Мир входящему» [1961; приз за лучший иностр. ф. на 22 МКФ в Венеции («Кубок Пазинетти»)], «По Руси» (1968, по ранним рассказам М.Горького), «Тегеран-43» (совм. с В.Кирсом, 1981), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Берега в тумане» (1985), «Друг» (1987), «Выбор» (совм. с Вл.Филипповым, 1987, СССР – США), ч/б ф. «Защитник Седов» [1988; приз Британск. акад. кино и телевидения (1989) за лучш. короткометраж. ф. 1988 и др. призы на мн. кинофестивалях], «Десять лет без права переписки» (1990), «Как живете, караси?» (1991) и др. Всего Ч. стал художником-постановщиком 32 картин. Посл. работой Ч. стал ф. реж. И.А.Гостева «Серые волки», в кот. гл. задачей художника-постановщика было воссоздание атмосферы «хрущевской» эпохи. Ф. вышел на экраны в 1993, уже после смерти мастера. Гос. пр. за ф. «Берег» (совм. с Кирсом, вышел в 1985; по одноим. ром. Ю.В.Бондарева, режиссеры Наумов и Алов).

В 1945–73 жил в Лиховом пер., 9; в 1973–92 – в 1-м Мосфильмовском пер. (упразднен; с 1988 – ул. Пырьева), 4, корп. 2. Мастерская Ч. находилась возле Поклонной горы и принадлежала «Мосфильму». Похоронен на Востряковском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012