Надгробие на могиле П.В.Цыбина на Введенском кладбище (уч. 11). Фото 01.05.2013. Нажмите на левую кнопку мыши, чтобы посмотреть общий вид могилы


ЦЫБИН Павел Владимирович (1905 – 1992)

Род. и умер в М.

Конструктор авиац. и ракетно-космич. техники., з. д. н. т. РСФСР (1965), инженеp-полк. Из семьи музыкантов, отец – проф. Моск. и С.-Петерб. консерваторий, дирижер, композитор, основоположник отеч. шк. игры на флейте, мать – певица Большого т-ра. В 1913 построил свою перв. модель самолета. В 1919–22 воспитывался в детдоме. Окончил курсы при Краснопресненск. совете Общ-ва друзей возд. флота. В 1923–26 работал планеристом-инструктором моск. орг-ции общ-ва. В 1928 окончил отд-е авиатехников 1-й сов. авиац. шк. под Л. Работал в отд. учеб. заведений Управления Военно-возд. сил РККА, служил в Пермск. шк. летчиков (с 1938 – комбриг). В 1939 был переведен в М., где поступил в ВВИА. К 1941 окончил 3 курса. Во время Великой Отеч. войны служил в десантн. войсках, руководил доставкой оружия и боеприпасов партизанам на планерах. В 1944–47 руководил планерн. КБ и з-дом в Бескудникове (тогда – Моск. обл.). В 1948–51 – нач. отд. возглавляемого С.П.Королевым НИИ-88 (с 1956 – ОКБ-1, ныне – РКК «Энергия»). Окончил высш. инж. курсы МВТУ (1950). В 1951–55 – нач. отд. 3-го Гл. управления СМ СССР. В 1955–60 возглавлял ОКБ-256. С 1961 – вновь в ОКБ-1 (зам. гл. конструктора, в 1967–74 – зам. нач. отд., в 1974–80 – и. о. зам. гл. конструктора, в 1980–88 – науч. консультант, в 1988–92 – и. о. конструктора по одной из тем). Лен. пр. (1966).

В 1920-е – 30-е построил ряд учеб. и десантн. планеров («Халтуринец», «Стандарт», «ПЦ-3» и др.). В нач. Великой Отеч. войны совм. с Д.Н.Колесниковым создал перв. тяжелый десантн. планер КЦ-20 грузоподъемностью более 2 т, на кот. доставлялись грузы партизанам. К кон. войны создал серийн. десантн. планер Ц-25, способный транспортировать вездеход с противотанков. пушкой. Эти планеры состояли на вооружении до 1956; один из них был отправлен на Сев. полюс и доставил на льдину крупн. груз. В 1945–48 руководил созданием эксперим. самолетов («летающих лабораторий») ЛЛ-1, ЛЛ-2 и ЛЛ-3 с обтекаемыми фюзеляжами, но разн. типами крыла. Самолеты оснащались твердотоплив. двигателями-ускорителями для исследования аэродинамики на трансзвук. скоростях. В 1948–53 уч-вал в испытаниях перв. сов. баллистич. ракет Р-1, Р-2, радиоуправляемой системы «Комета», зенитно-ракетн. систем С-25 для противовозд. обороны М. В 1954–61 руководил работами по созданию тяжелого управляемого реактив. снаряда РСС, сверхзвук. стратегич. бомбардировщика РС, сверхзвук. высотн. стратегич. самолета-разведчика РСР с прямоточн. воздушно-реактив. двигателем (скорость полета ок. 3500 км/ч). Тогда же создал так и оставшийся на бумаге проект перв. отеч. многоразового космич. корабля – прообраза «Бурана». С 1961 конструировал перв. сов. спутник-разведчик «Зенит» (принят на вооружение в 1964), работал над проектами спутника связи «Молния», космич. кораблей «Восход», «Союз», «Союз-Т». С 1974 занимался разработкой «Бурана», одноступенчатой аэрокосмич. системы горизонт. старта (воздyшно-космич. самолета), но проект закончить не успел. Был хорошим пианистом.

Жил на Цветном бул., 19–21 (1910-е; не сохр.); Садовой-Спасской ул., 13/12 (1-я пол. 1920-х); ул. Горького, 43 (с 1943). Похоронен на Введенском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012