Надгробие на могиле А.Д.Чегодаева на Востряковском кладбище (уч. 98). Фото 07.05.2017. Нажмите на левую кнопку мыши, чтобы посмотреть фотографию общего вида могилы


ЧЕГОДАЕВ Андрей Дмитриевич (1905 – 1994)

Род. в Саратове, умер в М.

Иск-вед, худож. критик, историк рус. и мир. изобразит. иск-ва, теоретик книж. худож. иллюстрации, д. иск-ведения (1961). Из рода татар. князей Чегодаевых. Род. в интеллигентной семье, отличавшейся высокой культурой. В 1913–18 учился в саратовск. коммерч. уч-ще (не окончил). Вперв. попал в М. в 1915, жил с 1922 вместе с семьей в Мал. Знаменском (до 1924), затем – в Милютинском пер. В восприятии Ч. М. 1920–30-х составила «целостную симфонию… душевного и умственного (и морального) опыта… Это были 1) университет, 2) Толстовский музей, 3) мои хождения с отцом по Москве, 4) мои хождения по музеям, 5) хождения в театры, в кино и на концерты, чтение совсем новых книг» (здесь и далее – Чегодаев).

В 1922 Ч. поступил на мат. отд-е физ.-мат. ф-та (не окончил), в 1925 – на отд-е истории и теории иск-в этнологич. ф-та 1-го МГУ (окончил в 1929). В 1922–26 – сотр. Мемориальн. музея Л.Н.Толстого, в 1927–38, 1944–50 – ГМИИ им. А.С.Пушкина (с сент. 1929 – учен. секр.), затем работал в Гравюрн. кабинете ГМИИ (отд. графики), атрибутировал множество худож. произв. Науч. работы публиковал с 1930.

В 1929 Ч. женился на Наталии Михайловне Гершензон [1907–1977; иск-вед, дочь литератора, историка рус. лит-ры и обществ. мысли М.О.Гершензона (1869–1925), племянница пианиста, педагога, композитора, нар. арт. СССР А.Б.Гольденвейзера (1875–1961)] и переехал в Плотников пер., 13; тогда же познакомился с Б.Л.Пастернаком. С 1932 Ч. преподавал в Ин-те повышения квалификации творч. работников, на «Мосфильме», в Т-ре Революции, ЦТКА, Малом т-ре, Моск. худож. ин-те. В это время сформировалась его оригинал. концепция влияния личности художника на его произв. В 1936–41 – худож. ред. Детгиза, делал книги для дошкольников и классич. лит-ру для стар. шк. возраста, дружил с С.Я.Маршаком, Г.Л.Эйхлером, И.Л.Андрониковым. Автор концепции «Выставка советской иллюстрации к художественной литературе за 5 лет. 1931–36» (1936), этапн. в развитии отеч. иск-ва книги. С 1938 начало складываться его собр. произв. иск-ва, в кот. вошли работы Н.П.Ульянова, С.В.Герасимова, А.А.Дейнеки, Н.Н.Купреянова, В.Г.Бехтеева, Ю.И.Пименова, Л.А.Бруни, Д.А.Шмаринова, В.Н.Горяева, Н.М.Чернышёва и др. (все работы подарены).

В июле 1941 Ч. добровольцем вступил в ряды нар. ополчения, «столь торжественно и пышно провозглашенного в последних числах июня 1941 года, а когда девять десятых… этого ополчения, состоявшего целиком из высококвалифицированной интеллигенции и высококвалифицированных рабочих, погибли, молчаливо… позабытого на долгие гг.». В окт. 1941 вернулся в М., был эвакуирован, оказался в Самарканде, где в то время находился Моск. худож. ин-т, а также В.А.Фаворский, Герасимов, Ульянов, Н.Н.Пунин и др.; преподавал. В февр. 1945 был отправлен в Германию «собирать трофеи»: «Я абсолютно не прикасался к библиотекам тех городов, которые постепенно занимали наши военные части, считая аморальным разорять то, что обращено к народу. Я интересовался только загородными виллами и замками или богатыми городскими особняками, …где царил полный хаос, а никому не нужные книги валялись на полу, часто затоптанные чьими-то сапогами. Собранные мною книги я привез в Москву и передал в библиотеку своего музея».

С 1948 Ч. вел науч. работу в НИИ теории и истории изобразит. иск-в АХ СССР (позднее – Гос. ин-т иск-знания Мин-ва культуры СССР, Козицкий пер., 5; зав. сектором классич. иск-ва до 1982). В 1949 защитил канд. дисс. о творчестве художника книги Шмаринова, в 1961 – докт. дисс. об иск-ве США. Преподавал в Моск. худож. ин-те (проф.), работал как иск-вед и худож. критик. Автор фундам. книг и ст. по истории рус. и мир. изобразит. иск-ва: о творчестве отеч. и западноевр. художников – Дж.Констебля, Э.Мане, Дейнеки, Пименова, М.С.Сарьяна, Герасимова и др.; ст. и монографий об иск-ве книги (в частности о Шмаринове и Е.А.Кибрике). Дружил с переводчиком В.В.Левиком, кинореж. М.А.Швейцером, художниками Г.С.Верейским, М.С.Родионовым, с молодыми мастерами М.П.Митуричем-Хлебниковым, Д.А.Дубинским, А.Ю.Никичем-Криличевским, иск-ведами, в т.ч. И.А.Антоновой, кот. являются его учениками.

Похоронен на Востряковском кладб.

В апр. – мае 2005, к 100-летию со дня рождения Ч., в Рос. АХ (ул. Пречистенка, 21) экспонировалась выставка «Коллекция А.Д.Чегодаева».

Соч.: Мои художники. М., 1974; Импрессионисты, их современники и соратники. М., 1976; Искусство Соединенных Штатов Америки, 1675–1975: Живопись, архитектура, скульптура, графика. М., 1976; Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18–20 вв. М., 1978; Страницы истории советской живописи и советской графики. М., 1984; Эдуард Мане. М., 1985; Наследники мятежной вольности: Пути художественного творчества от Великой французской революции до середины XIX в. М., 1989; Моя жизнь и люди, которых я знал: Воспоминания. М., 2006.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012