ШАХОВСКАЯ (Ржепишевская) Галина Александровна (1908 – 1995)

Род. в СПб., умерла в М.

Балетм., з. д. иск-в РСФСР (1960). Дочь архитектора А.И.Ржепишевского (1879–1930). В 1910 с семьей переехала в Харьков. В нач. 1920-х гг. вместе со старшей сестрой Н.А.Глан перебралась в М. В 1926 окончила хореогр. шк. Р.Нелидовой, в 1929 – Моск. хореогр. техникум им. А.В.Луначарского, получила диплом с правом преподавания. Творч. деят-сть начиналась в студии в постановках сестры (была постоян. ее ассист., в 16 лет выступала как исполнительница поставленных ею танцев), Э.И.Мея, А.А.Румнева. Как ассистент Глан работала в Камерном т-ре А.А.Таирова, участвовала в постановке «Клопа» В.В.Маяковского В.Э.Мейерхольдом, преподавала балет в ст. В.И.Немировича-Данченко. Работала вместе с К.С.Станиславским, сотрудничала с А.Д.Диким, Н.П.Охлопковым, Ю.А.Завадским, Г.А.Александровым, И.А.Пырьевым, мастерами из Моск. т-ра сатиры – Р.Корфом и П.Полем. Среди ее учеников были в разное время Л.П.Орлова и В.М.Зельдин. С 1936 плодотворно работала на эстраде, ставила комедийн. танцевально-игровые миниатюры на совр. темы (Н.Мирзоянц и В.Резцов с номером «Две семьи» в 1939 стали победителями I Bcec. конкурса артистов эстрады). Ее постановки для Б. и Ю. Гусаковых и для Г. и В. Сазоновых (1950-е) помогли сохранить на эстраде находившуюся под ударами критики чечетку.

С 1940 – балетм., в 1942–65 – гл. балетм. Моск. т-ра оперетты. Руководствуясь принципом синтеза, не раз обращалась к похожим темам, но, имея свой яркий почерк, не повторялась. Массовые сцены, слажен. ансамбли, оригинал. актер. номера, волшебные превращения костюмов, вещей, наст. архит. построения на сцене, трансформация пространства, незамысловатый, но забавный сюжет танцевальн. миниатюр – коронные приемы Ш. За годы работы в Моск. т-ре оперетты Ш. поставила св. сорока спектаклей (в некот. из них выступала и в кач-ве реж.-постановщика): «Взаимная любовь» С.А.Каца, «Сильва» и «Марица» И.Кальмана, «Летучая мышь» И.Штрауса, «Вольный ветер» и «Белая акация» И.О.Дунаевского, «Жизнь актера», «Трембита», «Поцелуй Чаниты» и «Цирк зажигает огни» Ю.А.Милютина, «Самое заветное» В.П.Соловьева-Седого, «Веселая вдова» Ф.Легара, «Москва, Черемушки» Д.Д.Шостаковича, «Сто чертей и одна девушка» Т.Н.Хренникова, «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу и др. Сотрудничала в кинематографе (была балетм. во всех без исключения фильмах Г.В.Александрова с Орловой, в нескольких картинах И.А.Пырьева и Э.А.Рязанова).

В 1970-е Ш. ставила оперетты в разл. т-рах страны. В посл. годы продолжала творч. деят-сть в кач-ве консультанта и педагога, писала ст. и читала лекции.

Жила на Б. Дорогомиловской ул., 29; в Грузинском пер., 10. Урна с прахом захоронена на Донском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014 (испр. и доп.)

Надгробие на могиле Г.А.Шаховской на Донском кладбище (уч. 3). Фото 26.10.2011