Плита колумбария 15 Донского кладбища, за которой находится урна с прахом А.И.Шурова. Фото 10.08.2010


ШУРОВ (Лившиц) Александр Израилевич (1906 – 1995)

Род. в Харькове, умер в М.

Артист эстрады, куплетист, нар. артист РСФСР (1979). В 1925 окончил Харьковск. музыкально-драм. техникум. Был артистом агитац. т-ра «Синяя блуза», где познакомился с артистом А.И.Трудлером, с кот. создали шуточн. муз. дуэт. Ш. играл на рояле, Трудлер пел арии из оперетт, конферировал, а вместе они исполняли злободнев. куплеты, диалоги, интермедии. С 1935 оба артиста работали в М. в «Артист-бюро» (Цирк на сцене) и имели большой успех. Ш. до нач. Великой Отеч. войны жил в Трындинском пер., 13. В нач. войны Трудлер вступил в нар. ополчение и погиб (1942). Новым партнером Ш. в 1946 стал артист эстрады, реж., куплетист Н.Н.Рыкунин (1915–2009).

Их перв. совм. выступление состоялось 2 мая 1946 в Центр. Доме Сов. Армии. Уже перв. номера – куплеты В.Бобошко и М.Виккерса «Летят перелетные птицы» (на музыку одноим. песни) и «Стрекоза и муравей» определили стиль и манеру этих исполнителей. В дальнейшем во взаимоотношения персонажей: Р. – простак, Ш. – комик – добавлялись новые краски. Элегантн., франтоватый Р. как бы подтрунивал над партнером, кот. оказывался в комич. ситуации, но Ш. всегда остроумно «осаживал» его. Р. обычно начинал куплет, прекрасно передавая благодаря своему артистич. таланту и сатиру, и иронию, и сарказм, заложен. в содержании куплетов. Ш., импровизируя за роялем, к кон. делал паузу и выдавал посл. фразу – ударн. репризу куплета. Артисты часто обыгрывали свой «реквизит» – рояль, кот. превращался то в стол бюрократа, то в купе поезда, то в корабль. В репертуаре дуэта появился номер «Аннушка» (о моск. трамвае) В.А.Дыховичного и М.Р.Слободского, музыка В.Сидорова и Д.В.Ашкенази. Стали пользоваться успехом «Восточная песенка», «Главсметана», «Поезд идет в Чикаго», «Серенада», «Заело» и «Манечка», некот. из них были записаны на грампластинки в нач. 1950-х. Дуэт обращался к разн. темам жизни, насколько это было возможно в условиях цензуры. Один из перв. режиссер. спектаклей Р. совм. с А.Столбовым «Черная кошка» (сер. 1950-х) был осужден в верхах, и ок. года артисты были вынуждены зарабатывать на жизнь гастрольн. поездками. В этот период они пришли к замыслу создания эстрадн. т-ра. Р. успешно выступил в нем и как реж. (он окончил Высш. режиссер. курсы ГИТИСа и стажировался в Л. в БДТ у Г.А.Товстоногова). В этом эстрадн. т-ре были поставлены спектакли: «Вместо концерта» (В.А.Дыховичный и М.Р.Слободской, реж. П.Васильев и Н.Петров, 1953), «На маскараде» (В.Е.Бахнов и Я.А.Костюковский, реж. К.Воинов и Р., 1955), «Маленькие обиды большого города» (В.В.Кунин и А.Мерлин, реж. П.Васильев, 1957), «Не в названии дело» (А.Хазин, реж. Р., 1958), «Мужской разговор» (В.Бродов и Мерлин, реж. Р., 1961), «С шуткой под парусами» (Мерлин, Я.М.Зискинд, Р., реж. Р., 1975) и «Бенефис… Бенефис…» (реж. Р., 1988). Все спектакли были злободневны. В них высмеивались мракобесие, приспособленчество. В 1991 по состоянию здоровья Ш. прекратил свои выступления.

Жил на ул. Каретный Ряд, 5/10. Похоронен на Донском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012