Надгробие на могиле Н.С.Чернякова на Востряковском кладбище (уч. 43). Фото 15.07.2014


ЧЕРНЯКОВ Наум Семёнович (1915 – 1998)

Род. в посаде Климов Новозыбковского у. Черниговск. губ., умер в М.

Конструктор авиац. и ракетн. техники, д. т. н. (1962), проф. (1966). Отец – частн. предприниматель, впосл. нач. главка Наркомхимпрома; мать – фармацевт. В М. с 1930. В 1939 окончил МАИ. Мн. гг. работал с С.А.Лавочкиным: инженер-конструктор в его ОКБ-301, с 1941 вместе с Лавочкиным – в КБ з-да № 21 (рук. отд.) в Горьком, с 1946 – зам. гл. (с 1957 – зам. ген.) конструктора, а с 1957 – гл. конструктор ОКБ Лавочкина. В 1960–61 – зам. ген. конструктора В.Н.Челомея. В 1961–95 – зам. ген. конструктора ОКБ-51 П.О.Сухого (с 1965 – з-д «Кулон», ныне – ОАО «Компания "Сухой"»).

В 1940-х уч-вал в конструировании истребителей ЛаГГ, Ла-9, Ла-150. В нач. 1950-х строил истребители-перехватчики Ла-200 и Ла-250, был одним из гл. конструкторов перв. в стране управляемой ракеты кл. «земля – воздух» для зенитно-ракетн. системы ПВО М. Во 2-й пол. 1950-х руководил созданием крылатых ракет, среди кот. его гл. детищем стала стратегич. крылатая ракета «Буря». Задачей ракеты было, стартовав вертикально с помощью ускорителей 1-й ступени, перейти на высоте 17,5 км в горизонт. полет и на скорости, в 3 раза превышающей скорость звука, нести термоядерн. боеголовку на расстояние 8000 км. В 1960, на завершающем этапе работы, когда было проведено 19 испытат. пусков и началась подготовка к серийн. произ-ву, по решению Политбюро ЦК КПСС все работы по системе «Буря» были свернуты. Столь же неудачн. была судьба втор. любимого детища Ч., к работе над кот. он приступил в нач. 1960-х, – уник. ударно-разведыват. самолета Т-4 «Сотка», на десятилетия опередившего свое время. Перв. опытн. экз. самолета поднялся в воздух в 1972. Т-4, летавший со скоростью более 3000 км/ч, получился удачн., но совершил лишь ок. 10 полетов. Проект, не выдержав конкуренции с проектом самолета Ту-160 аналогичн. назначения (бомбардировщик-ракетоносец), был закрыт. Из двух построен. самолетов один сохр. в музее ВВС в Монино, а второй был уничтожен. О несчастливой судьбе авиаракетн. творений Ч. были сняты докум. фильмы «Тайны забытых побед: Трагедия "Русского чуда"» (2002) и «Тайны забытых побед: "Буря" – Приказано уничтожить!» (2003). В дальнейшем Ч. уч-вал в конструировании разл. самолетов ОКБ Сухого, а также в создании перв. сов. ракет кл. «воздух – земля», дистанционно управляемых летат. аппаратов и др. Оставил заметн. след в системе обеспечения обществ. транспортом М. – создал перв. сов. цельнометаллич. троллейбус МТБ-82 («московский троллейбус 82-го Тушинского авиазавода»), вышедший на линию в 1946 и серийно производившийся до 1961 (изв. «синий троллейбус» Б.Ш.Окуджавы).

Жил на Новинском бул. (1930–41); Суворовском бул., 12 (1941–54); в 1-м Новоподмосковном пер., 2/1 (1954–98). Похоронен на Востряковском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012