Надгробие на могиле Б.П.Свешникова на Ваганьковском кладбище (уч. 6). Фото 14.11.2012


СВЕШНИКОВ Борис Петрович (1927 – 1998)

Род. и умер в М.

Художник, живописец и график, художник книги. Представитель «неофициального искусства» СССР. Отец С. преподавал на рабфаке при ВХУТЕМАСе. Рисовать начал еще в шк. Учился в МИПИДИ (1945–46). В 1946, во время учебы, был арестован по ложн. обвинению в антисов. деят-сти и участии в террористич. группе, готовившей покушение на И.В.Сталина. Проиллюстрировать то, в чем еще был обвинен С., может его фраза из мат-лов следств. дела: «Художники у нас рисуют не то, что хотят, а то, что им скажут». С 1946 находился в лагере в г. Ухта Коми АССР. Был определен на землян. работы, выжил благодаря тому, что в 1948 был переведен на «инвалидный» лагпункт Ветлосян и назначен сторожем в деревообрабатывающий цех, при кот. была худож. мастерская. С. обладал врожден. графич. талантом. В лагере им была создана знаменитая «лагерная сюита» – графич. серия, выполнен. пером на блокнотн. листках. В работах этой серии реалии лагерн. жизни сочетаются с куртуазностью, а сев. лесотундра перетекает в космич. ландшафты, зло обыденно, а кошмар кроется в быту. В рисунках смешиваются фантазия и реальность разл. пластов ист. времени. С. говорил: «Может быть, я и выжил в лагере благодаря тому, что у меня была возможность рисовать».

Писатель А.Д.Синявский, попавший в лагерь 12 лет спустя, назвал эту серию рисунков С. «Белым эпосом». Он писал о них: «У рисунков Свешникова обратимый смысл. Кто не знает, что это лагерь, так и не догадается <…> локальных лагерных ассоциаций до странности мало. Это не зарисовки с натуры, а сновидения вечности, скользящие по стеклу природы или истории». Сам художник поставил эпиграфом к этому альбому слова У.Шекспира: «Мы сами созданы из сновидений, и нашу маленькую жизнь сон окружает». Отдельн. рисунки серии были изданы М.М.Шемякиным в альм. «Аполлон» в 1977 и получили название Гулаг-Арт.

За свою жизнь С. создал тысячи рисунков, его худож. наследие насчитывает более 20 графич. альбомов. В лагере также был создан ряд живописн. работ. Писал С. на обрезках холста, наволочках и простынях в мрачных тонах, напоминающих «черные» серии Ф.Гойи, работы А.Маньяско и поздний маньеризм Тициана. В работах С., таких как «Поклонение ослу», «На смерть Фидельки», «Старинный шарманщик», гротескн. фигуры с масками вместо лиц вершат суд и представляют трагикомич. мизансцены. Картины наполнены ощущением мрачн. ожидания, тревоги и тяжелого давящего страха. Для С. лагерн. срок был временем абсурдн. независимости. «Это было абсолютно свободное творчество, – вспоминал он про лагерные годы, – я получал свою пайку хлеба и писал что хотел. Никто не руководил мной. Никто не проявлял ко мне никакого интереса».

В 1954, отбыв срок, С. поселился в Тарусе, в д., где жила семья Штейнбергов – поэта А.А.Штейнберга и его сыновей художников Э.А. и Б.А.Штейнбергов. Из работ С. этого периода сохранились портреты К.Г.Паустовского, Э.А.Штейнберга, семьи Штейнбергов, пейзажи. Манера письма С. изменилась, став более лиричн., на смену мрачн. тонам пришли более светлые, воздушные.

В 1956 С. был реабилитирован, в 1957 вернулся в М. Работал в Гослитиздате, где создал множество иллюстраций к произв. Х.К.Андерсена, И.В.Гете, Э.Т.А.Гофмана, братьев Гримм, М.Метерлинка, Паустовского. Многое роднит его книж. графику с таким представителем романтизма 1930-х, как М.К.Соколов. Тогда же, в 1950–60, С. создал графич. цикл «Альбом для рисования», еще более фантастико-гротескн. и в меньшей степени связан. с лагерн. темой (издан в 1996).

Мир живописи С. – это обострен. чувство хрупкого состояния человеч. одиночества. Сказочно-мистич., трагич. и вместе с тем неувядаемо-тонкий, создан. в изощрен. технике пуантели, это мир отверженных общ-вом «зеков», бродяг, чудаков – людей сложн. судьбы. Его можно назвать посл. рус. романтиком ХХ в. Наиб. изв. картины – «Полет» (1958), «Мастерская гробовщика» (1961), «Прогулка» (1961), «Поминки» (1965), «Серенада» (1969), «Майская гроза» (1976).

Работы С. хранятся в ГТГ, Моск. музее совр. иск-ва, Гос. центре совр. иск-ва, в собр. общ-ва «Мемориал» и музее «Другое искусство», а также в Музее совр. иск-ва (Джерси-Сити) и Музее Циммерли ун-та Ратгерса (США).

В 1927–46 и с 1957 жил на Б. Бронной ул., 21; в посл. гг. жизни – на ул. Усачева, 29, корп. 1. Похоронен на Ваганьковском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012