Надгробие на могиле О.И.Петровой на Троекуровском кладбище (уч. 4). Фото 09.08.2014


ПЕТРОВА Ольга Ивановна (1920 – 1999)

Род. в с. Лыбаево Смоленск. губ., умерла в М.

Актриса, нар. арт. РСФСР (1981). Род. в таборе. Родители в 1925 осели в М. Отец работал в гужевой артели, занимаясь лошадьми, мать вела домаш. хоз-во. В 1938, не имея спец. образования, но будучи прекрасн. исполнительницей цыган. танцев и песен, поступила в т-р «Ромэн» (ныне Моск. музыкально-драм. цыган. т-р «Ромэн»). Обладая ярким романтич. темпераментом, необыкновен. музыкальностью, пластичностью и завораживающей интонацией голоса, молодая актриса быстро вошла в репертуар. Своими учителями и наставниками считала М.М.Яншина, в те годы – худож. рук. т-ра, и реж. МХАТа Б.И.Вершилова. Во время Великой Отеч. войны в составе фронтовых бригад выступала в тыловых госпиталях и на фронте.

Проработала в т-ре «Ромэн» 61 год. Среди создан. ею сценич. образов Земфира («Цыганы» по А.С.Пушкину), Невеста («Кровавая свадьба» Ф. Гарсия Лорки), Инка («Дочь шатров» И.И.Ром-Лебедева), Аза («Цыганка Аза» М.П.Старицкого), Рада («Макар Чудра» по М.Горькому), Эсмеральда (по В.Гюго), Марфушка («Плясунья» Ром-Лебедева), Грушенька («Грушенька» по Н.С.Лескову), Кармен («Кармен из Трианы» по П.Мериме), Морка («Кабачок "Макрель"» Ром-Лебедева), Сонни («Сонни и Махиваль» Б.Гарги в переводе Ю.Смирнова и А.Антокольского), Олеся («Олеся» по А.И.Куприну) и др. Выступлениям П. неизменно сопутствовал успех у зрителей и поклонников т-ра, о ней много писали в отеч. и заруб. прессе. На спектаклях с участием знаменитой актрисы, певицы и танцовщицы побывали Р.Роллан, П.Неруда, Н.Хикмет, И.Ганди, Э. де Филиппо и мн. др. деятели мир. культуры. Снялась в к/ф «Дорогой ценой» (1957, Мариуца) и «Трудное счастье» (1958, Злая цыганка), участница кинофестивалей в Египте и Индии.

Творчество П. – яркий образец бережн. сохранения нац. культуры цыган, пример развития интернац. нар. традиций цыган. иск-ва. Наряду с творчеством коллег – выдающихся актеров Л.Черной, И.Ром-Лебедева, Н.Красавиной и С.Шишкова, Н.Сличенко и др. – оно стало весомым вкладом в создание уник. эстетики цыган. т-ра как неотъемлемой ч. сокровищницы рус. театр. иск-ва.

На творч. судьбу П. значит. влияние оказали ее мужья: Борис Сергеевич Холфин, солист балета Большого т-ра, работавший гл. балетм. т-ра «Ромэн», и Александр Альбертович Антокольский – драматург, написавший для П. несколько пьес.

Жила в пр. Соломенной Сторожки; в Казарменном пер., 10; на Кутузовском просп., 4/2. Похоронена на Троекуровском кладб. рядом с мужем, А.А.Антокольским.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014