Надгробие на могиле Ю.В.Рождественского на Алексеевском кладбище (уч. 3). Фото 30.10.2014


РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Юрий Владимирович (1926 – 1999)

Род. в Л., умер в М.

Филолог, д. ф. н. (1969), засл. проф. МУ, ак. АПН СССР (1989), ак. РАО (1993). Из старин. священнич. рода. Отец – В.И.Рождественский (1900–78) – нач. управления стр-ва ж. д. Севера и Д. Востока. В юные гг. Р. пережил Ленингр. блокаду. После эвакуации в 1943 поступил в Перв. моск. мед. ин-т, а в 1944 был призван в армию. По окончании Уч-ща воен. сообщений служил в ж/д войсках, потом в Генштабе до 1947. После демобилизации в 1949 поступил в Моск. ин-т востоковедения (закрыт в 1954). По окончании ин-та в 1952 был зачислен преп. кит. яз. Его учителями были Н.Н.Коротков и Н.И.Конрад, а в части русистики – ак. В.В.Виноградов.

Работая с 1959 в Ин-те востоковедения АН, Р. занимался структурн. типологией языков. Изучение грамматич., в т.ч. традиц. для кит., инд. и др. вост. культур, описаний языков привело его к выводу о тернарной (троичной) схеме отношений фундам. категорий как основе орг-ции системы яз. и фундам. категорий культуры. Эта идея легла в основу исследований Р. в обл. структурн. типологии, результатом кот. стали докт. дисс. и монография «Типология слова» (1969).

В трудах Р. филология предстает методологически цельной: предмет филологии – слово во всех его проявлениях. Поскольку культура представляет собой «совокупность достижений людей», хранимых и воспроизводимых идей (духов. культура), кач-в человеч. организма (физ. культура), образцов искусств. среды жизнедеятельности человека (материальн. культура), а в произв. слова выражается весь состав культуры общ-ва, теоретич. задача филологии – построение науч. картины культуры, кот. рассматривается сквозь призму слова. И если речь «является инструментом общественной организации», то и филол. знание оказывается основой компетентн. управления общ-вом.

Науч. занятия Р. начались в 1950-х с китаистики, и перв. его крупн. работой было исследование по истории кит. грамматики «Проблема формы слова в истории грамматики китайского языка» (1958). Но «чистая» лингвистика всегда интересовала Р. постольку, поскольку яз. является основой словесности, поэтому в 1960-е и 1970-е он занимался совершенно не разработ. в то время проблемой типологии филол., т.е. описаний произв. словесности в разл. культурах. Установив универсальн. принципы построения грамматич. иск-ва, Р. сопоставлял принципы кит., европ., инд. и арабск. грамматич. иск-ва, читал курс общего языкознания и истории языкознания в ИСАА при МУ, в Моск. ин-те иностр. языков, на филол. ф-те МУ. Совм. с Г.Л.Пермяковым занимался сравнит. паремиологией – общей теорией клише в фольклорн. текстах и пришел к выводу об универсальности не только осн. содержания паремического фонда языков, но и о том, что система паремий содержит дописьм., общую разл. языковым культурам этич. норму речевых отношений и речевой деят-сти.

В 1975 Р. стал зав. каф. общего и сравнительно-ист. языкознания филол. ф-та МУ. Результатом его многолетн. исследований в обл. теории словесности и сравнит. филологии стало учеб. пособие «Введение в общую филологию» (1979). В 1980-е много времени уделял преподаванию и прикладн. разработкам. Читал осн. курсы каф., вел несколько спецкурсов. Р. обратился к обобщению классич. опыта прикладн. филологии и совм. с нем. коллегами подготовил серию публикаций по филол. и культуроведч. проблематике К.В. фон Гумбольдта и братьев Я. и В. Гримм (Гриммовск. пр., 1985). В 1995 удостоен пр. им. М.В.Ломоносова за цикл работ по фундам. теории яз. постиндустриальн. информац. общ-ва. С 1996 – действ. чл. Междунар. акад. информатизации.

По убеждению Р., содержат. основой жизни общ-ва остаются духовно-нравств. ценности, и будущее нашей страны всецело зависит от того, насколько ясно они будут осознаны и последовательно проведены в жизнь: «...Независимо от того, какую форму власти изберет общество, успех будет на стороне тех речедеятелей, которые построят свои программы и свою жизнь в соответствии с пониманием культуры и искусством вынесения моральных суждений».

Жил на просп. Мира, 76; затем на ул. Марии Ульяновой, 17, корп. 1. Похоронен на Алексеевском кладб.

Соч.: Понятие формы слова в истории грамматики китайского языка: Очерки по истории китаеведения. М., 1958; Что такое «теория клише»? // Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. М., 1970; Очерки по истории лингвистики. М., 1975 (в соавт.); Лекции по общему языкознанию. М., 1990; Техника. Культура. Язык. М., 1993; Введение в культуроведение. М., 1996; Общая филология. М., 1996; Теория риторики. М., 1997; Принципы современной риторики. М., 1999; Избр. труды. Т. 1. М., 2003.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012