Плита закрытого колумбария Ваганьковского кладбища (секция 33Б), за которой в нише находится урна с прахом Е.А.Розенблюма. Фото 23.11.2012


РОЗЕНБЛЮМ Евгений Абрамович (1919 – 2000)

Род. в Ростове-на-Дону, умер в М.

Художник, архитектор, дизайнер, основоположник отеч. шк. худож. проектирования. Род. в семье юристов. В М. проживал с 1920. В 1938 окончил сред. шк. № 10 в Мерзляковском пер. и поступил в Архит. ин-т. В июне 1941 ушел добровольцем на фронт, воевал на Сталинградск., 4-м Укр. и 3-м Белорус. фронтах в должности пом. нач. штаба.

Через год после демобилизации завершил учебу в Архит. ин-те (1947). Работал в мастерских А.К.Бурова, А.А.Веснина, И.И.Леонидова, где выполнил ряд моск. проектов: ДК 1-го ГПЗ (1949), ДК медеплавильн. з-да (1952), эллинг и купольн. зал в Павильоне механизации на ВСХВ (1953). В 1952 Р. вновь был призван в армию, служил в штабе инж. войск Тихоокеанск. флота. После демобилизации (1953) вернулся в Комбинат декоративно-оформит. иск-ва Моск. отд-я Худож. фонда, где работал художником-проектировщиком, а затем рук. мастерской.

С 1962 Р. – худож. рук. спец. художественно-конструктор. бюро Моск. гор. совета нар. хоз-ва – одной из первых в СССР дизайнерск. мастерских. В 1964 создал и возглавил Центр. учебно-эксперим. студию СХ, т.н. Сенежск. студию, по месту проведения семинаров в Доме творчества на одноим. озере (с 1992 – Центр. студия художественно-проектн. творчества, Мал. Власьевский пер., 5). Одноврем. Р. преподавал в СХПУ. В нач. 1960-х он одним из первых обратился к дизайну, именовавшемуся тогда худож. конструированием, а в сер. 1960-х ввел термин «художественное проектирование». Р. выработал стратегию и тактику худож. проектирования средовых объектов, создал и реализовал множество проектов, в многочисл. публикациях обосновал создан. им художественно-образный метод.

Среди наиб. изв. работ Р. – экспозиции Гос. музея А.С.Пушкина на Пречистенке (1961), Центр. музея вооруж. сил в М. (пл. Коммуны, 1965), Музея Герцена (пер. Сивцев Вражек, 1976), Музея «Квартира А.С.Пушкина на Арбате» (1986). Итогом 30-летн. сотрудничества с Гос. музеем А.С.Пушкина стало создание экспозиции к 200-летию поэта (1999). Особое значение для развития музейно-экспозиц. практики имел проект экспозиции Музея революции (1976), в ходе создания кот. окончательно оформились осн. составляющие художественно-образн. метода. Заметным явлением в культ. жизни М. были выставочн. проекты Р.: «Сто лет А.Блока» (ГЛМ, 1973), «Творчество В.Татлина» (ЦДЛ, 1977), «90 лет В.Маяковского» (Политехн. музей, 1983), «А.Миронов» (Музей Ермоловой, 1994) и др.

Осуществл. проектов у Р. было значительно меньше, чем концептуальных, далеко опередивших свое время. К их числу относятся проекты: «Дизайн культурной программы Олимпиады-80» (1979), создававший образ гор. праздника; «Центральный парк культуры и отдыха в Москве» (1991), комплексно решавший проблему орг-ции гор. пространства; «Пушкинская тропа» – музейн. зона прогулок в арбатских переулках. В открытых дискуссиях 1970-х Р. отстоял право музейн. экспозиции считаться особым видом иск-ва и разработал ее основы. Р. работал в редакции ж-ла «Декоративное искусство», где им были опубл. ст., составляющие важн. ч. его творч. наследия.

Заслуги Р. были отмечены только в кон. жизни: в 1992 он был избран вице-през. Моск. отд-я Европ. акад. гор. среды, был награжд. орденами Польши и Монголии, Пушкинской медалью Ассоциации творч. союзов (1999), пр. Президента РФ (2000), Гос. пр. РФ в обл. просветит. деят-сти за развитие лучших традиций музейн. дела в Гос. музее А.С.Пушкина в М. (2002, посм.).

Жил на Собачьей площадке (с 1920); Б. Молчановке, 24 (с 1928). Похоронен на Ваганьковском кладб.

Соч.: Художник в дизайне. М., 1974; 4 дизайна // Декоративное искусство. 1966. № 1; Курс основ композиции // Там же. 1966. № 9; Открытая форма // Там же. 1969. № 8; Художественное проектирование: Стратегия и тактика // Там же. 1989. № 9.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012