Надгробие на могиле Н.В.Синицына на Щербинском кладбище (Южная терр., уч. 5б). Фото 10.05.2021


СИНИЦЫН Николай Васильевич (1912 – 2000)

Род. в дер. Иванковка Корчевского у. Тверск. губ., умер в М.

Художник, гравер, педагог, коллекционер. Чл. СХ (с нач. 1950-х). Род. в многодетн. крест. семье, все братья и сестры С. стали учителями. Учился в Загорск. пед. техникуме на учителя рисования. В 1930 переехал в М. и стал преподавать рисование и черчение в шк. № 25 в Сокольниках (быв. 9-я гимн., ныне УВК № 1800 им. А.С.Пушкина). К этому же времени относится и начало увлечения С. собирательством картин, гравюр, рисунков. Сначала он покупал «образцы для учеников» на Преображенском рынке М., в комиссион. м-нах. Со временем «ученическая» колл. превратилась в одно из лучших в стране частн. собраний графики 1910–70-х. Колл. отличалась большим разнообразием техник и стилей, в ней были собраны работы лучших представителей профессии: А.Н.Бенуа, А.Д.Гончарова, М.В.Добужинского, Н.В.Ильина, А.И.Кравченко, Е.С.Кругликовой, Н.Н.Купреянова, Е.Е.Лансере, Ф.А.Малявина, А.П.Остроумовой-Лебедевой, П.Я.Павлинова, И.Н.Павлова, Н.И.Пискарева, В.И.Соколова, В.А.Фаворского, В.Д.Фалилеева. Также в собр. были представлены архивы некот. художников, ч. архива издателя А.Д.Ступина, редкие изд. Со временем к собр. С. добавились несколько сотен рисунков и гравюр А.Т.Зверева, одного из самых одаренных его учеников. С. мечтал об устройстве в М. музея графич. иск-ва на основе своей колл. Всего собр. С. насчитывало более 10 тыс. рисунков, акварелей, гуашей, гравюр, исполнен. в разн. техниках. Современники с почтением называли его «летописцем русской графики».

В 1943 в Л. состоялось знакомство С. со знаменитой художницей Остроумовой-Лебедевой, кот. во многом предопределило его творч. судьбу. С. помогал художнице и учился у нее мастерству гравера, делал оттиски с ее гравюр. Она называла С. своим «душеприказчиком», «московским представителем» и заключила с ним «договор о дружбе». С ее благословения С. создал цикл гравюр, посв. Царицынскому парку. С. заботился об Анне Петровне до ее посл. дня, а затем сделал все, что мог для сохранения памяти о художнице и ее творчестве. Остроумова-Лебедева передала С. и свой архив, дневники, фотографии.

Не имея офиц. признания, С. тем не менее был изв. в худож. среде. Его учениками, друзьями и частыми собеседниками были такие яркие и известные художники, как Ю.Р.Берковский, Л.П.Дурасов, А.Т.Зверев, Н.И.Калита, Д.М.Краснопевцев, Я.Н.Манухин, Т.Н.Скородумова. В 1957 С. отправил несколько своих работ, посв. Царицыну, в Париж Бенуа. В ответном благодарств. письме Бенуа писал: «...Ваши гравюры изумили меня и всех здешних приятелей, знающих толк в искусстве, – один лист лучше другого. Тонкое, глубоко поэтическое чувство природы вы соединяете с самой изощренной техникой. <…> И какое приятное у вас чувство красок, какой такт в их выборе...». Перв. царицынск. листы С. выполнил еще в 1930, потом ездил в Царицыно рисовать каждое лето. Ч. своих работ С. подарил Музею-заповеднику «Царицыно».

Осенью 1999, за несколько месяцев до смерти С., в Музее-заповеднике «Царицыно» прошла его персон. выставка. Работы С. хранятся в Музее-заповеднике «Царицыно», Чувашск. гос. худож. музее.

С 1971 жил на Краснобогатырской ул., 75, корп. 2; последние годы жил на ул. Красного Маяка; мастерская располагалась в пр. Художественного театра, 4.

Соч.: Александр Николаевич Павлов. М., 1957; Гравюры Остроумовой-Лебедевой. М., 1964.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012 (испр. и доп.)