Плита колумбария Донского кладбища, за которой находится урна с прахом Б.М.Хессина (колумб. 18, зал 4). Фото 05.02.2011


ХЕССИН Борис Михайлович (1920 – 2001)

Род. в Ишиме Тобольск. губ., умер в М.

Журналист, деят. телевидения и кино, продюсер. З. д. иск-в РСФСР (1981). Отец, петербуржец Михаил Борисович Х., длительн. время работал на отв. адм. постах в театрально-зрелищн. заведениях Екатеринбурга, Казани и др. городов; мать – Анфиса Николаевна Серебрякова была экономистом. С 1939 Х. служил в РККА, печатал свои корреспонденции и заметки в армейск. газ. Д. Востока, посылал репортажи в столичн. «Комсомольскую правду». После демобилизации по болезни (1943) сотрудничал с редакцией газ. «Уральский рабочий». Собкор «Комсомольской правды» (1945) сначала по Ставропольск. краю, а затем по Азербайдж. ССР. Из-за недовольства верхушки республ. власти, возглавляемой М.Д.А.Багировым (1895–1956), критич. выступлениями Х. в «Комсомолке» был уволен из нее в нач. 1949 и уехал на жительство в Читу. Там он получил приглашение на работу в М., во Всес. радиок-т, где в течение след. десятилетия прошел путь от рядового сотр. до рук. крупн. вещат. редакции. В дек. 1963 ему было поручено провести преобразования в Гл. редакции массовых звуковых изд. радиок-та, расширить ее функции, связать ее задачи с направлениями деят-сти разл. подразделений радио. В результате вскоре был реализован проект вып. ж-ла «Кругозор» – уник. изд., включавшего звуковые страницы – гибкие пластмассовые диски небольшого диаметра. В «Кругозоре» вперв. в виде отдельн. грампластинки появились песни Б.Ш.Окуджавы. Помимо записей совр. мелодий, ж-л предлагал своей аудитории звучащие журналист. репортажи, воспоминания деятелей культуры и бывалых людей. В кон. 1965 Х. создал редакцию иллюстр. ж-ла «РТ» («РТ-программы»), призван. формировать обществ. мнение вокруг программ ТВ и радио. Его авторами вскоре стали мн. творч. работники М., представители элиты столичн. иск-ва, деятели науки и техники. В статусе рук. Гл. редакции массовых звуковых изд. и одноврем. чл. Коллегии К-та по ТВ и радиовещанию СССР Х. стремился энергично влиять на совершенствование подготовки печатн. изд. ведомства в целом. Состав его оригинал. периодики в 1968 пополнил новый ж-л для детей – «Колобок». Возглавив развертывающуюся в М. со втор. пол. 1960-х деят-сть по профес. подготовке телефильмов, Х. на посту дир. телевиз. объединения «Экран» в 1970–87 осуществил значит. комплекс мер по обеспечению высокой организованности этой работы и повышению худож. кач-ва продукции, предназнач. для использования в практике телевещания. Заметн. темпами в перв. пол. 1970-х стало расти обеспечение телеэфира свежими театрализ. постановками и интересн. кинопродукцией. Существенно повысился в программах удельн. вес новых талантливых худож., докум., мультипликац., дет. фильмов. Творч. работники «Экрана» были нацелены Х. на привлечение в сферу своего произ-ва лучших актер. и режиссер. кадров т-ра и кинематографа. Появились перв. сериалы, в осн. 5, 8, 12-серийные, динамичн. и увлекат. «Взыскательность самого Хессина была стремлением добиться мастерства, духовности, остроты, разнообразия» (А.П.Свободин). При деятельн. участии Х. создавалось немалое кол-во работ, отмечен. хорошим вкусом, укорененностью нравств. категорий, гражданственностью. В среднем за гг. руководства Х. «Экран» ежегодно выпускал на студиях системы «Госкино» и на собств. съемочн. площадках до 120 одно- и многосерийн. худож. фильмов, фильмов-спектаклей, фильмов-балетов, фильмов-опер и муз. фильмов-портретов. Среди фильмов, произведен. «телеимперией» Х., находились: «Кто поедет в Трускавец?», «Семнадцать мгновений весны», «Старший сын», «Барон Мюнхгаузен», «Формула любви», «Фантазии Фарятьева», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Приключения Электроника», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Три мушкетера», «Бумбараш», «Станционный смотритель», «Цыган», «Тени исчезают в полдень», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Маленькие трагедии», «Собака на сене» и др. Благодаря мн. из этих «культовых» лент от года к году возрастала популярность таких артистов, как Н.Э.Андрейченко, О.В.Басилашвили, С.Ф.Бондарчук, О.И.Борисов, Л.С.Броневой, Р.А.Быков, Е.С.Васильева, Ю.И.Визбор, В.С.Высоцкий, Е.А.Евстигнеев, О.Н.Ефремов, Н.Г.Гундарева, О.И.Даль, А.Б.Джигарханян, А.А.Кайдановский, Н.П.Караченцов, С.Н.Крючкова, И.П.Купченко, Е.П.Леонов, В.А.Ливанов, В.В.Меньшов, А.А.Миронов, А.В.Петренко, А.Я.Михайлов, О.П.Табаков, С.В.Немоляева, Т.И.Пельтцер, Р.Я.Плятт, И.С.Саввина, Ю.М. и В.М. Соломины, М.Б.Терехова, М.А.Ульянов, С.К.Шакуров, А.Б.Фрейндлих, Ю.В.Яковлев, О.И.Янковский и мн. др. Режиссеры, ставившие фильмы в «Экране», принадлежали к авангарду режиссер. корп. После освобождения от должности ген. дир. «Экрана» до 1991 вновь возглавлял Гл. редакцию звуковых и печатн. изд. Гостелерадио, затем занимался отбором для отеч. эфира заруб. телефильмов. Новым рук. Гостелерадио Е.В.Яковлевым был возвращен на должность дир. телевиз. объединения «Экран», однако проработал на этом посту лишь около полутора лет, затем ушел на пенсию (1996). Как профессионал телевидения и продюсер, чья деят-сть существенно воздействовала на протяжении длительн. периода на практику электрон. СМИ в стране, Х. обладал значит. авторитетом в широких кругах общественности. Его этич. взыскательность, требовательность и одноврем. умение находить общий язык с представителями творч. интеллигенции привлекали к нему мн. талантливых людей, стремившихся быть на высоте задач истинного телевиз. иск-ва.

Жил на ул. Вавилова, 48. Похоронен на Донском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012