Надгробие на могиле А.Л.Кубацкого на Пятницком кладбище (уч. 14). Фото 15.09.2012. Нажмите на левую кнопку мыши, чтобы увидеть старую фотографию


КУБАЦКИЙ Анатолий Львович (1908 – 2001)

Род. и умер в М.

Артист т-ра, кино и радио. Из семьи музыканта. Коренной москвич. С дет. лет уч-вал в любит. спектаклях, кот. устраивали его братья Виктор, Витольд и их друзья. С 1926 студиец у Ю.А.Завадского, где в ту пору собралась талантливая актер. молодежь: Р.Я.Плятт, И.М.Туманов, М.Н.Перцовский, Н.Д.Мордвинов, В.П.Марецкая. Одноврем. с выступлениями на сцене Т-ра-студии Ю.А.Завадского, куда он был принят после окончания учебы, К. пробовал свои силы в кино. В 1928 режиссеры П.П.Малахов и Н.М.Верховский предложили ему роль сельск. парня, брата гл. героини в к/ф «Простые сердца». Помимо работы т.н. «передиктовщиком» в моск. отд-и «Красной газеты» выступал в течение сезона на подмостках перв. дет. т-ра Н.И.Сац. После оставления службы в т-ре-студии в 1931 К. сосредоточился на творч. деят-сти в сфере кино и радио, обретя с годами большую популярность у публики и авторитет в среде коллег по актер. цеху. Снялся примерно в 40 худож. лентах, продемонстрировав огромный диапазон индивид. актер. возможностей (Водокрут в «Марье-искуснице», кум Панас в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Никита в «Случае в тайге», Йагупоп в «Королевстве кривых зеркал», нем. генерал Франц в «Щите и мече» и др.). Особенно запоминающимися для киноаудитории были его появления в фильмах для детей и юношества: «Морозко», «Новые похождения Кота в сапогах», «Варвара-краса, длинная коса» и т.д. Он играл практически во всех фильмах изв. кинореж. А.А.Роу. Заметны были выступления К. в ф.: «Конек-Горбунок» (1947, 1975), «Скоро будет дождь» (1959), «Портрет» (1965), «Сказка о Золотом петушке» (1967). Самой изв. ролью К. в анимации стал Гном в «Заколдованном мальчике» (1955). В 1942 был принят в труппу Т-ра Революции и оставался ее чл. на протяжении 15 лет до перехода на к/ст им. М.Горького. Вместе с немногочисл. коллективом коллег, отказавшихся эвакуироваться из столицы, организовал Т-р драмы, единств. т-р, работавший в городе, невзирая на тяжелую воен. обстановку. В силу необходимости артист вынужден был играть в спектаклях по несколько ролей одновременно. Так, в пьесе В.М.Гусева «Весна в Москве» ему удавалось изображать четырех персонажей. Весьма охотно к/ст ангажировали К. для дублирования иностр. кинолент. В 1930–50-х К. актив. уч-к мн. оригинал. худож. радиопередач, зачастую шедших в «живом исполнении». Его неповторимый голос, актер. дарование, умение изящно импровизировать, чутко предугадывая нетерпеливую заинтересованность аудитории, особенно ценились реж. Р.М.Иоффе, создавшего в этот период такие литературно-драм. произв. для радиоэфира, как «Городок в табакерке» (1943), «Белый пудель» (1946), «Давид Копперфильд» (1946), «Пятнадцатилетний капитан» (1948), «Мистер Пиквик на выборах» (1950), «Пушкин на экзамене» (1961) и мн. др.

Жил на Б. Дмитровке, 8; ул. Белинского, 4; ул. Петровские линии, 1. Посл. период жизни провел в Доме ветеранов кино (Нежинская ул., 5). Похоронен на Пятницком кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 2: И–М. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2008