СЕЛЯКОВ Леонид Леонидович (1916 – 2002)

Род. в Киеве, умер в М.

Авиаконструктор. Род. в семье межевого инженера, с 1927 работавшего в техн. бюро «Аэрофотосъемка» при общ-ве «Добролет» в М., что дало С. возможность уже в 1929 вперв. подняться в воздух с Центр. аэродрома на самолете АНТ-9. После окончания шк.-семилетки С. вместе с отцом уч-вал в экспедициях «Аэрофотосъемки», затем работал на Центр. авиаремонтн. базе «Добролета». С февр. 1932 – в ЦАГИ, в группе прочности и аэродинамики бригады № 1 тяжелых сухопутн. самолетов В.М.Петлякова. С 1938 – рук. группы техн. проектирования и зам. нач. бригады фюзеляжа ОКБ-16, создан. после ареста А.Н.Туполева на базе его КБ. Перед нач. Великой Отеч. войны переведен на з-д № 22 зам. нач. бригады фюзеляжа. В 1943–46 – перв. зам. гл. конструктора ОКБ-22 В.М.Мясищева, в 1946–51 – в ОКБ-115 А.С.Яковлева, с 1951 – нач. отд. техн. проектов в новом ОКБ-23 В.М.Мясищева. В 1959–61 – в ОКБ-52 В.Н.Челомея, куда было передано в кач-ве филиала ОКБ-23. В 1962 работал в ОКБ А.С.Яковлева, затем возвратился в ОКБ А.Н.Туполева (ныне – ОАО «Туполев»; с дек. 1962 – зам. гл. конструктора, с 1976 – гл. конструктор Ту-134), где работал до кон. жизни. Лен. пр. (1953), Гос. пр. (1972).

С. – человек, во многом «сделавший себя сам». Не имея высш. образования, он стал одной из вед. фигур в отеч. авиастроении. Проводил прочностные расчеты элементов конструкции и предложил оригинал. схемы отдельн. узлов самолета-гиганта АНТ-20 («Максим Горький») и «летающей крепости» АНТ-42 (ТБ-7). В 1930 – нач. 1940-х уч-вал в проектировании планеров-бесхвосток с особой конструкцией крыла, дальн. самолета-бомбардировщика ДБ-ЛК и опытн. самолета-истребителя «370» (последние две модели были уничтожены в окт. 1941 в ходе эвакуации). Спроектировал и внедрил в произ-во дерев. хвостовую ч. фюзеляжа и верх. пулеметн. установку самого массового сов. бомбардировщика времен войны Пе-2. В 1943–45 уч-вал в модернизации Пе-2 и разработке самолетов с улучшен. летно-тактич. данными. В 1944 руководил созданием одного из самых эффектив. фронтовых бомбардировщиков – скоростн. Пе-2И с увеличен. бомбовой нагрузкой и его последующих модификаций. Проектировал перв. отеч. реактив. бомбардировщик РБ-17 с четырьмя турбореактив. двигателями, руководил созданием опытн. реактив. самолетов-истребителей Як-19 (перв. яковлевский цельнометаллич. самолет), Як-25 (оригинал. конструкция фонаря кабины пилота была спроектирована непосредственно С.) и Як-1000 с ромбовидным крылом. В 1951 приступил к проектированию стратегич. реактив. бомбардировщика М-4, насыщен. нововведениями, кот. в 1953 был запущен в серию и поступил на вооружение. В перв. пол. 1950-х уч-вал в проработке нескольких вариантов развития самолета М-4, из кот. в 1956 был доведен и запущен в серию самолет 3М (М-6) с дальностью полета более 12 000 км. Вперв. в практике отеч. самолетостроения для 3М была внедрена система дозаправки топливом в полете «Конус». С 1954 вел работы над межконтинент. сверхзвук. стратегич. бомбардировщиком М-50, при проектировании кот. были применены принципы, не утратившие своей актуальности и сегодня. Подготовил также проекты сверхзвук. самолетов-носителей М-52, М-56, самолетов кл. СПС-1, беспилотн. летат. аппаратов. Занимался ракетн. тематикой: проектами самолетов-снарядов кл. «воздух – земля», баллистич. ракет возд. базирования и др. С 1962 руководил работами над проектами самолетов Ту-124 и Ту-124А (Ту-134) и др. В 1990-е опубликовал несколько биогр. книг-очерков.

Жил на 2-й Песчаной ул., 6, корп. 3. Похоронен на Химкинском кладб.

Соч.: Тернистый путь в никуда: Записки авиаконструктора. М., 1997; Человек, среда, машина: Записки авиаконструктора. М., 1998.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле Л.Л.Селякова на Химкинском кладбище (уч. 90). Фото 05.07.2014