Надгробие на могиле В.А.Плугина на Богородском кладбище (Московская обл., Ногинский муниципальный р-н, сел. пос. Аксёно-Бутырское; уч. 14). Фото 13.01.2018


ПЛУГИН Владимир Александрович (1937 – 2003)

Род. в Гусь-Хрустальном Ивановск. обл., умер в М.

Историк, источниковед; д. и. н. (1994), проф. (2000). Окончил ист. ф-т МУ (1960), ученик М.Т.Белявского и В.Н.Лазарева. В 1960–64 – зав. отд. иск-ва Владимиро-Суздальск. музея-заповедника. С 1964 – аспирант, ассист., стар. преп., доц., проф. каф. источниковедения ист. ф-та МУ. В перв. пол. 1970-х – пред. Совета молодых ученых ист. ф-та МУ. В 1970-х стажировался на филос. ф-те Белградск. ун-та (Югославия). В 1969 защитил в МУ канд. дисс. «Некоторые проблемы мировоззрения Андрея Рублева (древнерусская живопись как исторический источник)». В 1994 там же защитил докт. дисс. «Андрей Рублев и духовная жизнь Руси конца XIV – первой трети XV в. (комплексное исследование изобразительных и письменных источников)».

В центре внимания П. – творения А.Рублева и прежде всего – «Троица» («Гостеприимство Авраама»): история их создания и последующее бытие в пространстве и времени, символика и образность, соотношение традиционного и самобытного. Не только письм. источники о творчестве Рублева служили базой для исследования П., он анализировал докум. мат-л из самых разн. областей гуманит. знания – философии и богословия, иск-ведения и эстетики, археологии и историографии. П. рассматривал творчество Рублева в тесной взаимосвязи с его (и его современников) мировоззрением, особое внимание уделяя воплощению в его произв. религ., филос., общественно-полит. идей, волновавших рус. общ-во XIV–XV вв. Автор оригинал. новатор. версии о жизнен. пути иконы «Троицы». Полагал, что она не была написана Рублевым для Троицкого храма по заказу Никона Радонежского, а была привезена в Троицкий мон. Иваном Грозным. Считал, что царь пожертвовал мон., где его крестили, эту икону, написан. по заказу для какого-то др. места, где она находилась предыдущие 150 лет. В обобщающего характера тр. «Мастер Святой Троицы. Труды и дни Андрея Рублева» (2001) П. акцентировал внимание на том, что творч. жизнь иконописца с самых перв. шагов была связана с княжеск. мастерскими. На основании некот. данных предположил, что нач. монашеск. пути Рублева относится к зрелому возрасту (приблизительно рубеж XIV–XV вв.). При этом отмечал, что источники для изучения биографии Рублева еще не исчерпаны и, следовательно, мн. важные вопросы жизни и творчества художника не решены. По убеждению П., философско-богосл. основания мировоззрения Рублева сложились в русле «русской рецензии» на исихазм, без понимания кот. невозможна интерпретация произв. художника. С позиций исихазма Рублев осмысливает одну из важнейших граней религ. сознания – эсхатологию, раскрывая свое представление о мироздании, о Боге в его отношении к человеку, формирует свой идеал совершен., устремлен. к добру человеч. личности.

Жил на Ломоносовском просп., 33, корп. 2.

С 2007 на ист. ф-те МУ проводятся науч. «Чтения памяти В.А.Плугина».

Соч.: Эсхатологическая тема в древнерусской общественной мысли. М., 1971; Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). М., 1974; О происхождении «Троицы» Рублева // История СССР. 1987. № 2; Сергий Радонежский – Дмитрий Донской – Андрей Рублев // История СССР. 1989. № 4; Алехан, или Человек со шрамом. Жизнеописание графа Алексея Орлова-Чесменского. М., 1996.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014