Надгробие на могиле Н.З.Матюка на Троекуровском кладбище (уч. 7а). Фото 02.05.2011


МАТЮК Николай Захарович (1909 – 2007)

Род. в дер. Лешно Оршанского у. Могилевск. губ., умер в М.

Авиаконструктор, д. т. н. (1966), Герой Соц. Труда (1957). Из крестьян. В Москве с 1929. В 1935 окончил МАИ. Работал в КБ Н.Н.Поликарпова, с 1939 – в КБ А.И.Микояна. С 1957 – гл. конструктор. Стал. пр. (1949, 1952, 1953), Лен. пр. (1972).

Под практическим рук. М. в кон. 1930-х разрабатывались самолеты И-15, И-16, истребитель И-200, получивший в серийн. произ-ве наименование МиГ-1. В 1940–41 М. принял актив. участие в разработке и внедрении в серию истребителя МиГ-3. После Великой Отеч. войны продолжил проектирование реактив. истребителей марки «МиГ». Руководил созданием истребителей-перехватчиков И-7К, И-75, И-75Ф и Е-150. В 1960-е возглавил работы по самолету МиГ-25, при создании кот. были решены новатор. техн. задачи: преодолен «тепловой барьер» (что обеспечило за счет применения новых мат-лов длительн. полет со скоростью 3000 км/ч без нарушения прочности конструкции), освоена принципиально новая технология произ-ва крупногабаритных сварных элементов из нержавеющей стали, обеспечен высокий уровень автоматизации полета и др. Всего в 1969–85 в СССР было выпущено ок. 1200 самолетов МиГ-25 всех модификаций. Они находились на вооружении ПВО России до сер. 1990-х. На них было установлено 29 мир. рекордов. Ныне эти самолеты состоят на вооружении Алжира, Сирии, Ливии, Ирана. М. также создал транспортн. самолет МиГ-110.

Жил на Ленинградском просп., 74/1; Беломорской ул., 26 (с 1983).

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 2: И–М. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2008