Надгробие на могиле Д.А.Пригова на Донском кладбище (уч. у Общей могилы 3). Фото 21.07.2012. Нажмите на левую кнопку мыши, чтобы увидеть старую фотографию


ПРИГОВ Дмитрий Александрович (1940 – 2007)

Род. и умер в М.

Поэт, художник. Отец – инженер, мать – пианистка. В гг. Великой Отеч. войны П. вместе с семьей был эвакуирован в Свердловск. Учился в шк. № 545 и № 693. В 1959 поступил на скульпт. отд-е МВХПУ (быв. Строгановск. уч-ще). Окончив его в 1966, стал работать в Гл. архит. управлении, инспектировал покраску фасадов пам-ков архитектуры. Активно занимался живописью, графикой, скульптурой, лит. творчеством. Уч-к перв. неофиц. (т.н. квартирных) худож. выставок: групповая выставка (1975) в мастерской В.А.Никонова; выставка «Лето-1976», организ. художником М.Н.Однораловым; выставка в мастерской П. и Б.Орлова в 1979. С 1975 – чл. СХ, с 1991 – чл. СП России, рос. ПЕН-центра.

Еще до эпохи перестройки П. был широко известен в кругах моск. лит. подполья («андеграунда»). Он – автор десятков тысяч стихов, мн. из кот. стали классикой рос. постмодернизма. Большой популярностью пользуется цикл «Апофеоз Милицанера» (1978). В эпоху гласности произв. П. появлялись и в офиц. печати. Подборку стихов он опубликовал в ж-ле «Юность» (1988. № 1); изд-во «Московский рабочий» выпустило сб. «Слезы геральдической души» (1990). В эти гг. и позже П. – уч-к и организатор многочисл. арт-проектов и перформансов, как в столице, так и вне ее. В рамках «Пригов-фестиваля» вперв. был исполнен «Русско-немецкий Реквием» композитора Вл.И.Мартынова для чтеца и хора на стихи П.; перформанс «Мой Wagner» (Опыт реконструкции феномена оперы Вагнера «Гибель богов»). Неосуществл. осталась посл. задуман. акция – спуск на тросе со столичн. небоскреба в дерев. сундуке.

Родному городу посв. кн. П. «Живите в Москве», где в духе постмодернист. эстетики реальн. воспоминания о столичн. жизни приобретают черты фантасмагорий, абсурдист. конструкций с изрядной долей иронии и черного юмора. Из действ. фактов вырастают метафиз. небывальщины. Псевдо-М. П. то покрывается зыбучими песками, то зарастает тропич. лианами, а проход немцев по столице происходит в некой неопределен. времен. длительности. В основе метода построения текста лежит, по словам автора, «гносеологическая уловка мерцания»: «Не принимать окончательного решения, а как бы мерцать между двумя полюсами, оставаясь в зоне неразрешимости». Лауреат междунар. Пушкинск. пр. фонда А.Тефлера (1993).

В 1950-е П. жил в р-не Шаболовки. После женитьбы в 1964 на Н.Г.Буровой они снимали комнату на ул. Рылеева; позже переехали на ул. Миклухо-Маклая; с 1969 жил на ул. Ак. Волгина, 25, корп. 2. П. очень любил этот р-н М. – Беляево. Друзья нередко называли его «Беляевским академиком», «герцогом Беляевским».

В посл. гг. жизнь его делилась между М. и Зап. Европой, где П. осуществлял множество проектов; в Лондоне у него был собств. д. Умер П. в моск. б-це № 23 от сердечн. приступа. Похоронен на Донском кладб.

Соч.: Стихи // Понедельник: Сб. стихов. М., 1990; Где наши руки, в которых находится наше будущее? // Вестник новой литературы. 1990. № 2; Что русскому здорово – то ему и смерть // Кольцо А: Литературный журнал. 1993–94; Пятьдесят капелек крови. М., 1993; Явление стиха после его смерти. М., 1995; Запредельные любовники. М., 1995; Собственные переправы на чужие рифмы. М., 1996; Советские тексты. 1979–1984. СПб., 1997; Подобранный Пригов. М., 1997; Написанное с 1975 по 1989. М., 1997; Написанное с 1990 по 1994. М., 1998; Живите в Москве. М., 2000; Только моя Япония. М., 2001; Младенец и смерть. М., 2002; Разнообразие всего. М., 2007; Катя Китайская. М., 2007; Книга книг. М., 2009.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 3: М–Р. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010