Надгробие на могиле А.Н.Тубельского на Николо-Архангельском кладбище (уч. 1С). Фото 25.06.2010


ТУБЕЛЬСКИЙ Александр Наумович (1940 – 2007)

Род. и умер в М.

Педагог, к. п. н. (1979), проф. МПГУ, засл. учитель РФ (1994). Род. в семье проф. Ин-та культуры. В 1958 начал работать на з-де «Стройдеталь» в Краснодаре. В 1959–62 служил в Сов. Армии. С 1962 по 1967 работал стар. пионервожатым в школах-интернатах М. (№№ 3, 42, 44). В 1967–72 руководил работой Клуба вожатых Моск. Дома пионеров. В 1971 окончил ист. ф-т МОПИ. В 1972–74 – организатор внеклассн. работы и учитель истории шк. № 733. С 1974 по 1982 – зам. дир. по методич. работе Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. С 1982 по 1985 – ст. н. с. Лаб. трудового обучения и профес. ориентации АПН СССР. В 1985 стал дир. шк. № 734, где на практике доказал, что обучение в шк. может помочь ребенку выбрать жизнен. путь, опираясь только на склонности и интересы ребенка. Эта концепция была названа «педагогикой самоопределения». По мнению Т., отличие демократич. шк. прежде всего в том, что она дает человеку опыт самостоят. действия, опыт гражд. поведения; шк. должна стать моделью открытого демократич. общ-ва.

В 1989 шк. № 734 победила в конкурсе авторск. (инновац.) школ. В 1992 Мин-вом образования РФ и Моск. Департаментом образования на базе общеобразоват. шк. № 734 и дет. сада № 869 было создано научно-пед. объединение «Школа самоопределения». В 2006 шк. № 734 стала победителем в конкурсе «Школа будущего», а в 2007 – конкурса инновац. образоват. учреждений в рамках нац. проекта «Образование».

В 1990 Т. был избран през. Ассоциации инновац. школ, в 2000 – през. Ассоциации демократич. школ России. Автор и ред. 16 книг и более 150 ст. по проблемам образования. Лауреат пр. Президента РФ в области образования (2001).

Жил на Сред. Первомайской, 23/9; 9-й Парковой ул., 1, корп. 1. Похоронен на Николо-Архангельском кладб.

Соч.: Школа самоопределения: Первый шаг: (Из опыта работы коллектива школы № 734 в первом экспериментальном учебном году). М., 1991; Школа самоопределения: Шаг второй. М., 1994; Школа самоопределения // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М., 1995; Учитель, который работает не так: (Опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе). М., 1996.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012