КАНТОР Карл Моисеевич (1922 – 2008)

Род. в Буэнос-Айресе, Аргентина, умер в М.

Специалист в обл. философии культуры и истории, эстетики; к. филос. н. (1964). В М. с 1926. Уч-к Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МУ (1952). В 1953–57 преподавал философию в Гидромелиоратив. ин-те. В 1964 защитил канд. дисс. «Теоретические проблемы технической эстетики». Один из основателей возрождения отеч. традиции в обл. исследования пром. иск-ва, техн. эстетики, а также совр. проблем дизайна и маркетинга. В 1965–67 возглавлял (по совместительству) лаб. теории техн. эстетики Всес. НИИ техн. эстетики. С 1971 – в Ин-те междунар. рабочего движения АН (позднее – Ин-т сравнит. политологии АН). Посл. место работы – Ин-т социологии АН.

Работы К. имеют общее теоретич. основание, кот. он разработал в посл. годы. В сов. времена мн. его идеи казались слишком смелыми, а его историософск. теории воспринимались как крамольные. Их эвристич. ценность получила признание в посл. годы. К. ввел понятие «парадигмы всемирной истории» как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточняя его др. понятием – «патерна», т. е. проекта конкретн. культурно-ист. типа. Есть патерны истории западноевр., рос. и др. С его точки зрения, нет общ-ва – ни рус., ни западноевр., ни кит., – в кот. бы укоренялся лишь один тип патерна. Тип культуры связан с определен. народом и формируется в процессе жизнедеят-сти определен. общ-ва, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться в др. общ-ва, входить в них наряду с др. патернами, кот. в нем укоренены. К. выделяет три фундам. типа патернальн. культуры: персоноцентрич., социоцентрич. и смешанный. В рос. культуре доминирует смешанный – персоно-социоцентрич. Если парадигмальность в культуре может быть понята как ее изменчивость, способность к развитию, выходу за однажды достигнутые пределы, то патернальность культуры есть выражение ее наследственности. Процесс же ист. развития протекает во взаимодействии трех патернальн. типов культуры и парадигмальн. культуры. Парадигма всемирн. истории, в отличие от движения доистории, не может быть реализована без парадигмальн. проектов (как пример – иудео-христиан. религия). Посл. годы писал по проблемам философии истории. Посм. вышла кн. о творчестве В.В.Маяковского.

Жил на ул. Ляпидевского, 14.

В 2012 в ж-ле «Вопросы философии» № 12 был опубл. круглый стол «К 90-летию со дня рождения К.М.Кантора», посв. памяти философа.

Соч.: Красота и польза. Социологические проблемы материально-художественной культуры. М., 1967; Тысячеглазый Аргус (Искусство и культура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм). М., 1990; История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. М., 1992; Правда о дизайне. М., 1996; Двойная спираль истории. М., 2002. Т. 1. Общие проблемы; Тринадцатый апостол. М., 2008.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Могила К.М.Кантора на Востряковском кладбище (уч. 131). Фото 10.10.2015