Могила Н.Н.Рыкунина на Введенском кладбище (уч. 21). Фото 13.11.2012


РЫКУНИН Николай Николаевич (1915 – 2009)

Род. в Ростове Ярославск. губ., умер в М.

Артист эстрады, куплетист, реж., нар. артист РСФСР (1979). С детства увлекался т-ром, зная, что на пожертвования отца и его стараниями в городе появилась не только гимн., но и гор. т-р. Будучи 14-летн. подростком, уехал из родных мест. Показывался на конкурсе артистов вспомогат. состава Малого т-ра, прошел тур конкурса у В.Э.Мейерхольда, кот., посмотрев его работу, произнес знаменательное: «Зачислите этого мальчика на третий тур». Будучи в М. без денег и жилья, бросался на подработки, в частности, в Дет. муз. т-р Н.И.Сац. Окончил Центр. техникум театр. иск-ва под рук. Б.М.Сушкевича, после чего работал во мн. городах России. В Смоленске решилась судьба артиста. Комис. мастеров иск-в из М. увидела Р. в роли Павла Корчагина в спектакле смоленск. т-ра «Как закалялась сталь», и он был приглашен в штат Моск. т-ра сатиры (1940). Это была серьезн. шк. для артиста, в дальнейшем посвятившего себя эстрадн. иск-ву – юмор, пение, танцы, куплеты. В спектакле «Факир на час» Р. заприметил артист эстрады, куплетист А.И.Шуров (1906–1995) – так родился новый эстрадн. дуэт. Их перв. совм. выступление состоялось 2 мая 1946 в Центр. Доме Сов. Армии. Уже перв. номера – куплеты В.Бобошко и М.Виккерса «Летят перелетные птицы» (на музыку одноим. песни) и «Стрекоза и муравей» определили стиль и манеру этих исполнителей. В дальнейшем во взаимоотношения персонажей: Р. – простак, Ш. – комик – добавлялись новые краски. Элегантн., франтоватый Р. как бы подтрунивал над партнером, кот. оказывался в комич. ситуации, но Ш. всегда остроумно «осаживал» его. Р. обычно начинал куплет, прекрасно передавая благодаря своему артистич. таланту и сатиру, и иронию, и сарказм, заложен. в содержании куплетов. Ш., импровизируя за роялем, к кон. делал паузу и выдавал посл. фразу – ударн. репризу куплета. Артисты часто обыгрывали свой «реквизит» – рояль, кот. превращался то в стол бюрократа, то в купе поезда, то в корабль. В репертуаре дуэта появился номер «Аннушка» (о моск. трамвае) В.А.Дыховичного и М.Р.Слободского, музыка В.Сидорова и Д.В.Ашкенази. Стали пользоваться успехом «Восточная песенка», «Главсметана», «Поезд идет в Чикаго», «Серенада», «Заело» и «Манечка», некот. из них были записаны на грампластинки в нач. 1950-х. Дуэт обращался к разн. темам жизни, насколько это было возможно в условиях цензуры. Один из перв. режиссер. спектаклей Р. совм. с А.Столбовым «Черная кошка» (сер. 1950-х) был осужден в верхах, и ок. года артисты были вынуждены зарабатывать на жизнь гастрольн. поездками. В этот период они пришли к замыслу создания эстрадн. т-ра. Р. успешно выступил в нем и как реж. (он окончил Высш. режиссер. курсы ГИТИСа и стажировался в Л. в БДТ у Г.А.Товстоногова). В этом эстрадн. т-ре были поставлены спектакли: «Вместо концерта» (В.А.Дыховичный и М.Р.Слободской, реж. П.Васильев и Н.Петров, 1953), «На маскараде» (В.Е.Бахнов и Я.А.Костюковский, реж. К.Воинов и Р., 1955), «Маленькие обиды большого города» (В.В.Кунин и А.Мерлин, реж. П.Васильев, 1957), «Не в названии дело» (А.Хазин, реж. Р., 1958), «Мужской разговор» (В.Бродов и Мерлин, реж. Р., 1961), «С шуткой под парусами» (Мерлин, Я.М.Зискинд, Р., реж. Р., 1975) и «Бенефис… Бенефис…» (реж. Р., 1988). Все спектакли были злободневны. В них высмеивались мракобесие, приспособленчество. В 1991 по состоянию здоровья Ш. прекратил свои выступления.

Некот. время Р. выступал в дуэте с композитором Л.А.Лядовой. Как реж.-постановщик девять сезонов делал программы для Зеркальн. т-ра «Эрмитаж». Ставил программы на стадионах, во дворцах спорта, руководил студенч. самодеят-стью МУ. В 1997 Р. сыграл посл. свой «Бенефис». В кон. жизни писал книги – воспоминания «Бенефис на бис» (опубл. 2001), остросюжетн. повести.

Жил на Зюзинской ул., 4/1. Похоронен на Введенском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012