ЦИФРИНОВИЧ Марта Владимировна (1924 – 2009)

Род. и умерла в М.

Артистка кукольн. жанра. Нар. арт. РФ (1996). Отец – дир. з-да, был репрессирован и расстрелян в 1938. После Великой Отеч. войны Ц. приехала из Соликамска в столицу с мечтою о т-ре. Окончила Республ. курсы реж. и художников т-ра при Центр. т-ре кукол под рук. С.В.Образцова. Свой перв. спектакль «Давайте познакомимся» сочинила и поставила в 1946. Создала и вела дет. кукольн. коллектив «Эксперимент» при ЦДРИ (1948–51). Одноврем. начала концертн. деят-сть. Ее перв. куклы – Певица, Балеринка, Фриц, Черчилль, Кассирша. Мн. куклы были сделаны Ц. в соавт. с изв. театр. художником и мастером мягкой скульптуры Е.Т.Беклешевой. Запомнились театр. кассирша, меняющая профессии – от доярки, уборщицы до «самой ассистентки» артистки. Для творчества актрисы было свойственно тематич. и жанровое разнообразие номеров: полит. («Это повториться не должно»), лирич. («Собачья колыбельная», «Балеринка»), иронич. («Руки и шляпы»). Их отличали оригинальность сценич. приемов и решений. Ц. расширяла границы кукольн. жанра, используя в кач-ве кукол платочек и муж. перчатки («Платочек»), фанерн. трубки разн. конфигурации («Старая эстрада») и др. предметы. Всю палитру жанров актриса представляла в своих сольн. концертах: «Что на что похоже», «У кукол как у людей», «Эстрада 1913», где были юмор, ирония, лиризм, философия. Но одним из центр. жанров в номерах Ц. была сатира: «Девушка в кафе», «Плоды воспитания». Гл. стал номер с Венерой Пустомельской, появившийся на эстраде в 1954. Этот «кандидат околовсяческих наук» рассуждала на любые темы с невероятн. апломбом, часто свойств. невежеств. людям («Любовь и борьба с ней», «Муж и уход за ним», «Сексуальная контрреволюция» и др.). Подвижн. лицо Венеры, ее экстравагантн. жесты в талантливых руках актрисы отображали всю гамму лицемерия и ханжества. В ее монологах сочетались гротеск и буффонада в соединении с живой человечн. сущностью, что делало этот номер весьма популярн. Иск-во актрисы высоко ценили К.И.Чуковский, И.Л.Андроников, кот. назвал Ц. «наш Петрушка», и знаменитые заруб. актеры Марсель Марсо, Анна Маньяни. В 1990-е на ТВ Пустомельская вела программу «Вокруг да около», гостями которой были мн. изв. люди. Венера Пустомельская как бы срослась с актрисой, и недаром в одном из ее монологов звучал такой текст: «У кукол – душа людей. Это только кажется, что куклой движет рука. На самом деле, куклой движет разум и сердце». В 1979 Ц. создала профес. кукольн. группу «Метаморфозы». Как реж. она поставила несколько уник. кукольн. спектаклей. Музыкально-поэтич. спектакль «Огонь надежды» создан по произв. П.Пикассо. Это была новая форма сценич. зрелища, где свободно сочетался т-р предметов с кукольн. пантомимой (соавтор – композитор С.А.Крейчи). Этот спектакль получил Гран-при во Франции. Посл. спектакль Ц. оказался прорывом в новую обл. кукольн. жанра – спектакль-перформанс «Завтра начинается вчера» по мотивам картин рус. художников, с использованием компьютерн. графики (2004). Представление-балаган в течение одного часа в сжатой форме раскрывало драм. историю России ХХ в. Здесь были задействованы знаки-символы: от рус. модерна (взметающиеся подолы баб Малявина, летящие любовники Шагала, загадочн. «Черный квадрат» Малевича) до перформансов наших дней. Ц. еще при жизни называли легендой мир. т-ра кукол. Лауреат нескольких междунар. фестивалей т-ра кукол [(Венгрия, 1973; Польша, 1983; Гран-при Бельфор (Франция), 1986)]. Актриса скончалась за три дня до своего 85-летия, оставив множество учеников и последователей жанра.

Свой архив и куклы Ц. передала в дар ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Жила на просп. Мира, 81. Похоронена на Ваганьковском кладб.

Соч.: Пути создания номера неисповедимы // Сов. эстрада и цирк. 1968. № 1; У кукол все, как у людей. М., 2003.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле М.В.Цифринович на Ваганьковском кладбище (уч. 23). Фото 22.08.2010