Надгробие на могиле Е.И.Еланской на Новодевичьем кладбище (уч. 7, ряд 8, м. 11). Фото 13.07.2016. Нажмите на левую кнопку мыши, чтобы посмотреть альтернативную фотографию надгробия


ЕЛАНСКАЯ Екатерина Ильинична (1929 – 2013)

Род. и умерла в М.

Актриса, реж., худож. рук. т-ра «Сфера»; з. д. иск-в РСФСР (1991), нар. арт. РФ (1999). Род. в семье актеров МХАТа И.Я.Судакова (1890–1969) и К.Н.Еланской (1898–1972). После окончания Шк.-студии МХАТ (1951, курс А.М.Карева) пришла в труппу Малого т-ра, где сыграла такие серьезн., глубокие роли, как Людмила в «Вассе Железновой» М.Горького, Саша в «Живом трупе» Л.Н.Толстого, Софья в «Горе от ума» А.С.Грибоедова, Клара в «Пигмалионе» Б.Шоу и Эмилия Галотти в одноим. трагедии Г.-Э.Лессинга. В 1960 по приглашению Н.П.Охлопкова дебютировала в роли Катерины в «Грозе» А.Н.Островского в Т-ре им. Вл. Маяковского, где проработала до 1963. Окончив аспирантуру в ГИТИСе у М.О.Кнебель, Е. пришла в режиссуру. Уже перв. опыты – «Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери в Т-ре К.С.Станиславского (1966), «Месяц в деревне» И.С.Тургенева в Т-ре им. М.Н.Ермоловой (1969) и «Вкус черешни» А.Осецкой в «Современнике» (1970) – привлекли внимание театр. общественности. Поиск новой формы сценич. пространства воплотился в спектакле «Почта на юг» по Сент-Экзюпери (1970), поставл. в помещении Концертн. зала им. П.И.Чайковского, где сцена и амфитеатр зрительн. зала объединяются в полусферу. Интересные работы – «Берег» по Ю.В.Бондареву, «Бедные люди» по Ф.М.Достоевскому – были созданы и в Литературно-драм. т-ре ВТО. Полностью же идея сферич. театр. пространства воплотилась в создан. и возглавл. Е. в 1981 т-ре «Сфера», кот. поначалу разместился в ДК з-да «Каучук» на Плющихе, а в 1984 въехал в реконструир. зд-ие в саду «Эрмитаж». Трансформирующийся круговой амфитеатр с несколькими сценич. площадками, втягивающими зрителей в драматургич. действие, создал единую «сферу общения». Оригинальность творч. мышления реж. проявлялась и в выборе лит. мат-ла. В афишу т-ра вошли А.Н.Островский и А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и Н.С.Лесков, М.А.Булгаков и В.В.Набоков, Б.Л.Пастернак и М.И.Цветаева, Н.С.Гумилев и М.М.Зощенко и др. прославлен. имена. Значит. ч. репертуара «Сферы» составили инсценировки, написан. самой Е. Широта их диапазона позволила раскрыть новые творч. возможности приглашенным в коллектив изв. актерам, среди кот. были Т.В.Доронина, А.С.Лазарев, Е.С.Васильева, Е.П.Симонова, Е.Я.Весник, А.В.Коршунов, Г.Л.Бортников. С годами в «Сфере» сформировалась своя постоян. труппа, состоящая из артистов, воспитан. в духе синтетич. т-ра, поскольку постановкам Е. были присущи зрелищность, динамичность, ассоциативность. К наиб. значит. ее работам относятся «Там, вдали…» по В.М.Шукшину (1981), «Маленький принц» Сент-Экзюпери (1983), «Живи и помни» по В.Г.Распутину (1984), «Театральный роман» по М.А.Булгакову (1985), «Доктор Живаго» по Б.Л.Пастернаку (1989), «Лолита» по В.В.Набокову (1990), «Королевство – на стол!» по драме «Строитель Сольнес» Г.Ибсена (1998), «Вестсайдская история» Э.Лемана (1999) и др.

Жила на ул. Немировича-Данченко (с 1993 – Глинищевский пер.), 5/7. Похоронена на Новодевичьем кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014