/ По годам / 2013 / ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович (1918 – 2013)
ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович (1918 – 2013)
Род. в Вильно, умер в М.
Философ, культуролог, религиовед, публицист. Из служащих. В М. с 1925. В 1935 поступил на филос. ф-т ИФЛИ, после упразднения ф-та перешел на отд-е рус. лит-ры. Поcле окончания ИФЛИ (1940) преподавал в Тульск. пед. ин-те. Уч-к Великой Отеч. войны; был ранен. В 1949 арестован по обвинению в антисов. деят-сти, в 1950–53 отбывал наказание в Каргопольлаге; в 1958 реабилитирован. В 1953–56 – учитель в станице Шкуринская Краснодарск. края. С 1956, вплоть до пенсии, работал библиографом в ФБОН АН СССР (ныне ИНИОН РАН). В 1959–60 вокруг П. образуется полуподпольн. философско-ист. и политэкон. семинар. Впосл. опыт философско-полит. подполья был оценен П. как отрицательный. С 1962 печатался в науч. изд. (ст. по востоковедению и сравнит. культурологии, духов. жизни Индии и Китая). Широкую известность П. принесли распространившиеся в 1960-х в списках филос. эссе «Квадрильон» и антисталинск. доклад «Нравственный облик исторической личности». До сер. 1980-х работы П. на культурно-ист. и социально-полит. темы публиковались в самиздате и в эмигрант. ж-лах «Синтаксис», «Континент», «Грани», «Страна и мир» и др. В многолетн. полемике с А.И.Солженицыным (с сер. 1970-х) критиковал почвеннич. идеалы с позиций либерализма («Страстная односторонность и бесстрастие духа», 1998, и др.). Автор эссе о Ф.М.Достоевском, Д.Л.Андрееве, К.Ясперсе, М.Бубере и др., автобиографии «Записки гадкого утенка» (2003). С 1997, совм. с женой З.А.Миркиной, вел философско-поэтич. семинар в Клубе меценатов при Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.
Главное в становлении духовности, считал П., – это понимание выхода ее глубинного уровня за все слова, все знаки, понимание всех писаний как перевод с несказанного на высказанный человеч. яз. При таком подходе становится очевидным, что глубина любой вел. религии ближе к глубине др. вел. религии, чем к собств. поверхности. В этом смысле П. исповедует не только диалог культур, но и диалог религий. Общая мистич. основа мир. религий ставится для П. выше частностей, кот. порою переоцениваются представителями тех или иных конфессий или выдаются за целое, в результате чего происходит подмена духа религ. учения его «буквой». П. сыграл большую роль в установлении духов. контактов между Востоком и Западом, между светск. и религ. культурой совр. рос. общ-ва.
Жил на ул. Обручева, 8; с 1990-х – на ул. Новаторов, 40, корп. 5. Похоронен на Даниловском кладб.
Соч.: Выход из транса. М., 1995; Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 2003; Сны Земли. М., 2004; В тени Вавилонской башни. М., 2004 (совм. с З.А.Миркиной); Следствие ведет каторжанка. М., 2004; Невидимый противовес. М., 2005 (совм. с Миркиной); Великие религии мира. М., 2006 (совм. с Миркиной); Дороги духа и зигзаги истории. М., 2008.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014