Могила П.С.Гуревича на Перепечинском кладбище (уч. 69). Фото 24.11.2018


ГУРЕВИЧ Павел Семёнович (1933 – 2018)

Род. 13 августа 1933 в Улан-Удэ (Бурятская АССР), умер 18 ноября 2018 в М.

Философ, культуролог и социолог, спец. по филос. антропологии, филос. культуры и совр. зап. филос., психоанализу, клинич. и трансперсональной психологии; д-р филол. наук и д-р филос. наук, проф. Окончил ист.-филол. ф-т Уральского ун-та (1955). В 1962–65 учился в асп. МГУ. С 1970 работал в АН СССР (РАН), сначала в Науч. совете по проблемам заруб. идеол. течений, а с 1984 – в ИФ, в 1998–2013 зав. сектором истории антропологич. учений. Сооснователь и ректор (1995–97) Ин-та психоанализа Академии гуманит. иссл. В 1998–2000 декан психоаналитич. ф-та Моск. психолого-социального ин-та. В 2001–10 зав. каф. психологии и педагогики в МГУТУ. С 2002 дир. Ин-та психоанализа и социального управления. В 2006–08 рук. Лаб. личностного роста Ин-та гуманит. иссл. (с 2008 Ин-т фундам. и прикл. иссл.) Моск. гуманит. ун-та. В 2009–13 зав. каф. психологии Рос. гос. торгово-экон. ун-та. Докт. дисс. по филос. «Человек как объект социально-философского анализа» (1991). Гл. ред. ж. «Архетип» (с 1995), «Эдип», «Философия и культура», «Психология и психотехника» (с 2008), «Филология: научные исследования», «Педагогика и просвещение», электронного науч. ж. ИФ РАН «Философская антропология / Philosophical anthropology». Чл. редколлегий ж. «Философские науки», «Новые идеи в философии», «Психоаналитический вестник». Читал лекции в МГУ и РГГУ. С 2000 вёл курс «Глубинная психология. Психоанализ», направленный на формирование знаний и навыков по теории и практике клинич. и прикл. психоанализа. Под науч. рук. Г. защитили дисс. св. 30 докторантов и аспирантов. Зав. клиникой глубинной психологии П.С.Гуревича (Москва).

Под ред. Г. и с его предисловиями вышло около 40 кн. филос. классики, в т.ч. филос. произведения Н.А.Бердяева, М.Бубера, У.Джеймса, З.Фрейда, К.Юнга, К.Ясперса и др. Издал 8 томов соч. Э.Фромма. В качестве сост. и отв. ред. подготовил антологии по филос. техники «Новая технократическая волна на Западе» (М., 1986), по филос. антропологии – «Проблема человека в западной философии» (М., 1988), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения» (М., 1991), «Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век» (М., 1995), «Феномен человека» (М., 1993), «Это человек: Антропология» (М., 1995), по общим вопросам филос. – «Мир философии» (Т. 1–2. М., 1991; совм. с В.И.Столяровым), «Массовая психоаналитическая энциклопедия» (М., 1998), «Культурология» (М., 2000). Автор уч. пособий для общеобразоват. шк. и вузов, в т.ч. «Человек» [IX кл.] (1995, 1997), «Введение в философию» [X–XI кл.] (1997), «Философский словарь» (1997), «Методическое пособие по философии» (1997), «Обществознание» (1999), «Философия. Учебник для психологов» (2004), «Религиоведение» (2007, 2014, 2016), «Психология чрезвычайных ситуаций» (2007), «Политическая психология» (2008, 2013), «Психология личности» (2009, 2015), «Социология и психология рекламы» (2016) и др.

В 1970–84 занимался массовыми идеол. процессами зап. об-ва. Выдвинул идею о том, что социальная мифология представляет собой специфич. феномен, рождённый выходом масс на ист. арену. Показал, что в совр. условиях пропаганда берёт на себя функции идеологии, раскрыл многообразие идеол. процессов. Получили признание мысли Г. о том, что процесс идеологизации постоянно сменяется иным феноменом – реидеологизацией. Во 2-й пол. 80-х гг. развил ряд идей, посв. мистич. духовной традиции: расширил число признаков, кот. присущи мистич. опыту, показал, что мистич. опыт находится в фундаменте всех религий, провёл компаративистский анализ мистич. традиций, представил мистич. духовную традицию как неотторжимый компонент культуры. Доказал, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует в толще культуры. В кн. и статьях, посв. филос. культуры, также развил ряд новых идей – идею форумности культур, т. е. их равнопредставленности, универсальности совокупного духовного опыта, роли контркультуры в развитии культуры. Отличие субкультуры от контркультуры, по Г., состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой духовной парадигмы. Рассмотрел соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутр. связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного. Представил важные идеи о специфике, строении и структуре культуры. Определил границы филос. культуры, проанализировал её генезис и историю. Одна из идей Г. состоит в том, что феномены, рождённые культурой, не умирают, а вновь и вновь возрождаются в культуре. В работах 90-х гг. рассмотрел семиотич. природу культуры, её символические формы. Показал, что филос. следует рассматривать не как форму науч. знания, а как суверенный, специфич. способ постижения реальности. Представил филос. антропологию как самостоят. область филос. знания, филос. направление и специфич. метод миропостижения. Обосновал идею «антропологич. поворота» в филос., раскрыл мировоззренч. смысл понятия «природа» и «сущность» человека. Разработал вопрос о типах антропологич. учений, о человеч. субъективности, о персоналистич. традиции, о модусах человеч. существования. В работах по психол. исследовал проблему взаимоотношения филос. и психол. знания, исследовал психол. групп и толпы, а также феномен деструктивности. Внёс вклад в разработку райхианской и юнгианской типологии. В кн. «Клиническая психология» показал, что шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и инволюционная (предстарческая) депрессия вообще не связаны с органич. повреждениями. Переживание кажется безумным, когда оно выходит за пределы нашего усреднённого, здравого, т. е. общепринятого смысла, однако это вовсе не означает, что это чувство не отражает какой-то др. реальности. Значит. место в психол. работах Г. занимают проблемы психосексуального развития, психол. особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы колл. сознания. Проанализировал специфику гуманит. знания. Автор методики повышения писательского мастерства «Искусство написания философского текста». Избран през. Моск. межрегиональной психоаналитич. ассоциации, вице-през. Академии гуманит. иссл., действ. чл. Междунар. академии информатизации, РАЕН, Нью-Йоркской АН, Академии пед. и соц. наук, поч. проф. социологии Калифорнийского ун-та.

Соч.: Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность. М., 1975; Человек будущего: мифы и реальность. М., 1979; Личность в социальных утопиях буржуазного мира // Личность в XX столетии. М., 1979; Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Спасет ли мессия? М., 1981; Социальная мифология. М., 1983; Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Бесхрамовые боги. Л., 1984; Культура как объект социально-философского анализа // ВФ. 1984. № 5; Социальный прогресс и философия техники // Общественные науки. 1988. № 3; Человек как объект социально-философского анализа // ФН. 1989. № 11; Социальная философия Ж.Эллюля // Французская философия сегодня. М., 1989; Диалог культур или культурная экспансия? (на англ. яз.). М., 1989; Гуманизм и вера. М., 1990; Приключения имиджа. М., 1991; Вселенная по имени Человек // Свободная мысль. 1991. № 14; Антропологический ренессанс как философская проблема // Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. М., 1991; Эрос. Страсти человеческие. М., 1992; Спектр философской антропологии // Философия человека: традиции и современность. Вып. 3. 1992; Страх – молитва души // ФН. 1992. № 2; Несколько замечаний об интуитивном постижении реальности // В. Российской академии наук. 1992. № 10; Невостребованный Диоген // Дружба народов. 1994. № 1; Философия культуры. М., 1995; Гуманитарный словарь. М., 1998; Философская антропология. М., 2001; Клиническая психология. М., 2001; Психологический словарь. М., 2001; Проблема целостности человека // Личность, Культура, Общество. Вып. З. М., 2001; Расколотость человеческого бытия. М., 2009; Психоанализ личности. М., 2011.