Могила Б.Г.Плотникова на Троекуровском кладбище (уч. 21). Фото 29.12.2020


ПЛОТНИКОВ Борис Григорьевич (1949 – 2020)

Род. 2 апреля 1949 в Невьянске Свердловской обл., умер 2 декабря 2020 в М.

Рос. актёр, нар. арт. РФ (1998). В 1970 окончил Свердловское театр. уч-ще (курс Ю.Е.Жигульского), в 1983 – филологич. ф-т Уральского ун-та (Свердловск, ныне Екатеринбург). В 1969–78 в Свердловском ТЮЗе (Володя – «Вечно живые» В.С.Розова, Фердинанд – «Коварство и любовь» Ф.Шиллера), в 1978–88 в Моск. театре сатиры (Паша-интеллигент – «Ремонт» М.М.Рощина, Глумов – «Бешеные деньги» А.Н.Островского, Петя Трофимов – «Вишнёвый сад» А.П.Чехова). Подвижность и многоплановость актёрской природы П. со временем выявила способность к воплощению диаметрально противоположных характеров. В 1988–2001 в ЦТРА (до 1993 ЦТСА): Александр I («Павел I» Д.С.Мережковского), Алексей Иванович («Игрок») и князь Мышкин («Идиот») – оба по Ф.М.Достоевскому, Барон («На дне» М.Горького), Дон Педро, Яго («Много шума из ничего», «Отелло» У.Шекспира), Гарпагон («Скупой» Мольера). Пользуясь внешне скупыми выразит. средствами, стремящийся к максимальному раскрытию образа и точности психологич. анализа, П. в зрелых работах не чужд лёгкой иронии и склонности к сатирич. рисунку. С 2002 во МХАТе им. А.П.Чехова: Вернер Гейзенберг («Копенгаген» М.Фрейна), Дорн («Чайка» Чехова), Жевакин («Женитьба» Н.В.Гоголя), Арнхольм («Женщина с моря» Г.Ибсена). С 1999 также сотрудничал с Моск. театром под рук. О.Табакова: Карло Гольдони («Прощайте... и рукоплещите!» А.Д.Богдановича), Войницкий («Дядя Ваня» Чехова), Собакевич («ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"»), Священник («Процесс» по Ф.Кафке), Иван Иванович Брагин («Жена» М.С.Станкевича по одноим. рассказу Чехова). В кино создал образ «очарованного интеллигента» – человека, пришедшего в мир со своей миссией, но слишком осторожного и робкого, чтобы эту миссию проявить. Поэтому существование мн. героев П. по сути своей глубоко трагично. Сквозная тема заявлена уже в дебютной роли Сотникова («Восхождение» Л.Е.Шепитько, 1977), чей образ впервые на сов. экране очевидно перекликался с образом Иисуса Христа. Персонажи П. всегда существуют «вне времени». В настоящем они кажутся пришельцами из прошлого, воплощаясь в прошлом, выламываются из его привычных законов, а потому всегда остаются душевно одинокими и непонятыми (в фильмах «Накануне премьеры», «Дикая охота короля Стаха», «Лес», «Дублёр начинает действовать», в телефильмах «Дульсинея Тобосская», «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад», «Собачье сердце», «Физики»). Эти черты актёр перенёс и в роли реальных историч. персонажей в телефильмах: «Жизнь Берлиоза» (Одоевский), «Михайло Ломоносов» (Пётр III), «Пётр Великий» (царевич Алексей), «Дело Сухово-Кобылина» (Чехов), «Раскол» (Струве). В 1992 дебютировал как певец в роли Человека («Литургия оглашенных» А.Л.Рыбникова). С 2016 преподавал в ГИТИСе.

Соч.: «Моя надежда, мука и награда…». М., 2004 (совм. с Е.В.Юсим).