БОРОВСКИЙ (Боровський; наст. фам. Боровский-Бродский) Давид Львович (1934 – 2006)

Род. в Одессе, умер в Боготе, Колумбия.

Художник т-ра; нар. худ. РФ (1994) и Украины (2004), чл.-корр. Рос. АХ (2001). Род. в семье служащего. В 1941 вместе с матерью и сестрой был эвакуирован в Сталинабад, в 1943 семья переехала в Киев. Учился в Киевск. сред. худож. шк. им. Т.Г.Шевченко (1947–50). С 1948, вынужденный самостоятельно зарабатывать на жизнь, Б. устроился работать учеником в декор. цех Т-ра рус. драмы им. Леси Украинки. Оформил там свой перв. спектакль («Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо, 1956). Сотрудничал в разн. т-рах Киева. В 1965 создал декорации к своему перв. оперн. спектаклю («Катерина Измайлова» Д.Д.Шостаковича, Т-р оперы и балета им. Т.Г.Шевченко).

На столич. сцене дебютировал в Моск. драм. т-ре им. К.С.Станиславского («Хочу быть честным» по В.Н.Войновичу, 1966), гл. художник т-ра в 1966–68. В те гг. Б. жил в общежитии т-ра на Смоленской наб.

Б. – художник, творчество кот. повлияло на сценографию, изменило понимание места творчества художника в т-ре в сторону смыслообразующего (он создавал образ, раскрывающий самую суть драм. конфликта, а не декорировал место действия). Ему присущи ясность и глубина худож. мышления. Средства выразительности Б. находил в реальн. жизни, включал подлин. вещи в оформление, и они в контексте спектакля приобретали метафорич. звучание. Использовал натуральн. фактуры (дерево, металл, воду и др.); искал то, что объединяло современников художника с персонажами пьес.

В 1967 реж. Л.В.Варпаховский познакомил Б. с Ю.П.Любимовым, в соавторстве с кот. в Т-ре на Таганке (гл. художник, 1973–84, 1988–99) с 1968 по 1998 они выпустили 24 спектакля. Среди них «Живой» по Б.А.Можаеву (1968), «А зори здесь тихие…» по Б.Л.Васильеву (1971), «Гамлет» У.Шекспира (1971), «Товарищ, верь…» по А.С.Пушкину (1973), «Деревянные кони» Ф.А.Абрамова (1974), «Преступление и наказание» по Ф.М.Достоевскому (1978), «Владимир Высоцкий» (1981), «Медея» Еврипида (1995) и др. В спектаклях Т-ра на Таганке наиб. ярко проявился принцип действен. сценографии, когда элементы декорации становились объектом игры актеров (кузова в «А зори здесь тихие…»), либо действующим персонажем сцены наравне с актерами (занавес в «Гамлете»).

Гл. художник т-ров «Современник» (1984–88), МХАТ им. А.П.Чехова (2002–06). Работал с режиссерами самых разн. направлений: И.А.Молостовой, Л.В.Варпаховским, М.Ю.Резниковичем, А.В.Эфросом, В.В.Фокиным, М.З.Левитиным, О.Н.Ефремовым, К.М.Гинкасом, Г.А.Товстоноговым, Л.А.Додиным и др. Неоднокр. оформлял драм. и оперн. постановки за границей.

Художник нескольких фильмов («Поздний ребенок», 1970; «Каждый вечер после работы», 1973; «Каштанка», 1975). Гос. пр. РФ (1998) и др. Умер от инфаркта в Боготе, куда приехал на открытие персон. выставки.

С 1973 жил на Котельнической наб., 33, корп. 1. Работал в мастерской на Таганке, с 2004 в Б. Афанасьевском пер., 3 (в 2012 здесь открылся мемориальн. музей «Мастерская Давида Боровского», филиал ГЦТМ им. А.А.Бахрушина). Похоронен на Троекуровском кладб.

Автор воспоминаний и ст. о творчестве (кн. Убегающее пространство. М., 2006) и др. лит. мат-лов.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Надгробие на могиле Д.Л.Боровского на Троекуровском кладбище (уч. 1). Фото 24.10.2013
Надгробие на могиле Д.Л.Боровского на Троекуровском кладбище (уч. 1). Фото 06.08.2009