ЭЛЬКОНИН Виктор Борисович (1910 – 1994)

Род. в с. Малая Перещепина Полтавской губ., Украина, умер в М.

Живописец, график, монументалист. Муж живописца, графика, монументалиста Н.М.Элькониной-Розенберг (1910–1980). С 1923 в М. Учился во Вхутемасе-Вхутеине у К.Н.Истомина, Л.А.Бруни, В.А.Фаворского (1927–30). Состоял чл. Об-ва художников «Четыре иск-ва» (с 1930), моск. Союза художников (с 1933), занимая позицию активного противостояния натуралистич. тенденциям в иск-ве. Выступал как критик по вопросам иск-ва в «Литературной газете» (1933–35; под псевд. «Э.Викторов»). Выполнил станковые серии «Рыболовные сети», «Натюрморты с самоварами», «Натюрморты с фигурками Матвеева», «Модели со свечами», «Стулья», «Вольные копии» и др. Как график оформил более 80 книг в моск. изд-вах. Среди монументальных произведений: панно к 800-летию М. для клуба з-да им. С.М.Будённого (1948, совм. с Н.М.Элькониной, не сохр.); панно «Золотая Москва» для павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (темпера, 1958, совм. с А.В.Васнецовым и А.Д.Гончаровым); мозаики «История рус. почты» и роспись (фреска, сграффито) в интерьере почтамта Казанского вокзала (1965–66, совм. с Васнецовым); рельеф «Флора» павильона «Цветоводство» на ВДНХ (кованая медь, 1972, совм. с Ю.В.Александровым); гобелен «Москва – столица Советского Союза» в зале для приёмов Посольства СССР в Париже (1977). Для его произв. характерны масштабность и лаконичность объёмов, многообразие и цельность предметно-пространств. строя.

Москва: энциклопедия / Гл. ред. С.О.Шмидт. – М.: БРЭ, 1997

Надгробие на могиле В.Б.Эльконина на Николо-Архангельском кладбище (уч. 4А). Фото 07.06.2012