ГОРБАЧЁВ Михаил Сергеевич (1931 – 2022)

Род. 2 марта 1931 в с. Привольное Северо-Кавказского края, умер 30 августа 2022 в М.

Советский государственный и партийный деятель, рос. общественный деятель; генеральный секретарь ЦК КПСС (1985–91), президент СССР (1990–91). Из крестьянской семьи. В Вел. Отеч. войну подростком вместе с матерью (отец воевал на фронте) оказался в нем. оккупации. С 1944 ещё школьником вместе с отцом, демобилизованным после ранения, работал на комбайне. За успехи в уборке урожая награждён орденом Трудового Красного Знамени (1948). Окончил юридич. ф-т МГУ (1955) и заочно экономич. ф-т Ставропольского с.-х. ин-та (1967).

С 1952 чл. КПСС (кандидат с 1950). С 1955 на комсомольской работе: секретарь Ставропольского городского (1956–58), 2-й и 1-й секретарь Ставропольского краевого (1958–61) комитетов ВЛКСМ. С 1962 на парт. работе: 1-й секретарь Ставропольского городского (1966–68), 2-й (1968–70) и 1-й (1970–78) секретарь Ставропольского краевого комитетов КПСС. Чл. ЦК КПСС (с 1971), секретарь ЦК КПСС (с 1978), чл. Политбюро ЦК КПСС (с 1980, кандидат с 1979). В ЦК первоначально курировал с. х-во страны и произ-во продовольств. товаров, но скоро стал оказывать влияние на многие др. направления деятельности ЦК. Вместе с Н.И.Рыжковым и Е.К.Лигачёвым, входившими в группу, которая анализировала реальное положение дел в стране, пришёл к выводу о серьёзном кризисе сов. экономики и системы управления.

В 1985 на мартовском пленуме ЦК КПСС Г. избран генеральным секретарём ЦК КПСС (переизбран в июле 1990 на 28-м съезде КПСС). Его приход к управлению страной произошёл на фоне продолжавшегося Афганского конфликта 1979–89, развёртывания в Зап. Европе [в связи с установкой в Европ. части СССР сов. ракет средней дальности – РСД-10 («СС-20»)] новейших амер. ракет «Першинг-2», подлётное время которых до важнейших стратегич. объектов СССР составляло 5 мин. Это, а также попытки США реализовать программу стратегич. оборонной инициативы (СОИ), которая ставила под угрозу безопасность СССР, небывалое наращивание гонки вооружений, особенно ядерных, резко ухудшило к сер. 1980-х гг. общую междунар. обстановку.

Первоначально Г., как и Ю.В.Андропов, видел выход для страны из кризиса в восстановлении порядка на произ-ве, укреплении парт. дисциплины, в существенном росте производительности труда, технологич. модернизации, прежде всего машиностроения, с целью поддержания воен.-стратегич. паритета с США, значит. приросте нац. дохода. Чтобы подвести реальную базу под свою программу, Г. рассчитывал приобрести новые технологии и товары нар. потребления за валюту, 80% которой поступало от продажи сырья и энергоресурсов. Эта программа получила назв. «ускорение науч.-технич. прогресса». Однако после ужесточения в 1985–86 США и их союзниками технологич. блокады СССР и резкого снижения цен на нефть и металлы в авг. 1985 – апр. 1986 стало ясно, что программа «ускорения» не имеет перспектив. Ситуацию с гос. бюджетом осложнила предпринятая в 1985 неумело проведённая на местах попытка искоренить пьянство на произ-ве и в обществ. местах. К тому же Г. столкнулся с серьёзными проблемами, вызванными нежеланием и неспособностью мн. руководителей всех звеньев партийного, гос. и хозяйств. аппарата, выдвинувшихся при Л.И.Брежневе, отказаться от шаблонных, ставших малоэффективными методов управления людьми и экономикой. Г. начал осуществлять «кадровую революцию»: уже к кон. 1985 была заменена треть членов СМ СССР. Стремясь заручиться обществ. поддержкой, в 1985–86 он много ездил по стране, откровенно говорил с людьми.

Для Г. и выдвинувшихся в середине 1980-х гг. руководителей становилось всё более понятным, что причины отставания страны и кризисные явления носят системный характер: экономич. модель сверхцентрализованной плановой экономики оказалась исчерпанной. На 27-м съезде КПСС (февр. – март 1986) Г. обнародовал ряд мер, за которыми закрепилось название «перестройка». В области гос. экономики открывалась возможность внедрения элементов её саморегулирования; одновременно допускалось появление нового, частного, уклада. 20 министерств и 70 крупнейших гос. предприятий получили право устанавливать прямые связи с зарубежными партнёрами и создавать совместные предприятия. Были разрешены «индивидуальная трудовая деятельность», организация кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья (некоторые из них впоследствии выросли в крупные фирмы). В политико-идеологич. сфере Г. сделал упор на преодоление догматизма и консерватизма и инициировал политику гласности (фактически идеологич. реформу). С 1986 значительно расширилась свобода слова, печати, стали открыто обсуждаться острые темы совр. жизни, давнего и недавнего историч. прошлого. Появилась возможность создания неформальных обществ. организаций и объединений. Освобождалась от опеки гос. органов религ. жизнь в стране. Инакомыслие перестало считаться преступлением. Читателям становились доступны десятилетиями скрывавшиеся в «спецхранах» произведения классиков отеч. лит-ры (в т. ч. отд. произведения И.А.Бунина, В.Г.Короленко, М.Горького, Б.Л.Пастернака и др.), запрещённая ранее иностр. лит-ра. На экраны выходили новые фильмы, посвящённые злободневным проблемам, и возвращались к зрителям картины, годами по цензурным соображениям лежавшие на полках. Период обновления переживали театр и телевидение. Стали открываться архивы, печатались труды выдающихся представителей отеч. филос. и историч. мысли, широкий доступ к которым был прежде закрыт. Значительно расширились культурные контакты СССР с др. странами. Была существенно упрощена процедура въезда и выезда из СССР. Важной составляющей демократич. процесса явилось переосмысление истории СССР. По инициативе Г. в янв. 1988 при ЦК КПСС образована Комиссия по реабилитации жертв политич. репрессий (к сер. 1989 реабилитировала ок. 1 млн граждан). Были также амнистированы 140 диссидентов. Из ссылки возвращён акад. А.Д.Сахаров.

Новая социально-политич. ситуация в стране вступила в противоречие с привычными устоями в сознании и поведении представителей парт. и гос. номенклатуры, которая со временем перешла к скрытому и открытому сопротивлению реформам, иногда принимавшему характер саботажа. В ответ Г. интенсифицировал процесс обновления кадров партаппарата: к нач. 1987 Политбюро ЦК КПСС было обновлено на 70%, ЦК – на 40%, состав секретарей горкомов и райкомов – на 70%, обкомов – на 60%.

Летом 1987 (на июньском пленуме ЦК КПСС) Г. сформулировал осн. принципы экономич. реформы, суть которой заключалась в переводе всех гос. предприятий на самоокупаемость и самофинансирование, расширении их самостоятельности. В пром-сти вместо плана вводился гос. заказ на часть произведённой продукции, предусматривавший самостоят. реализацию оставшейся части предприятием. Все предприятия получили бо́льшую свободу в распоряжении прибылью, право самим выходить на внешний рынок, осуществлять совместную деятельность с иностр. партнёрами. Трудовым коллективам давалось право избирать на собраниях органы самоуправления (советы предприятий), директоров, брать у государства в аренду своё предприятие. Кроме того, предусматривалось развитие частного сектора в сфере услуг и в с. х-ве. Колхозники получили возможность развивать коллективный и семейный подряд, получать землю в долгосрочную (до 50 лет) аренду, самостоятельно реализовывать свою продукцию по свободным ценам. Т. о., экономич. реформа, по замыслу Г., преследовала цель преодолеть отчуждение человека от результатов его труда и от власти.

Экономич. реформа имела неоднозначные последствия. В стране стала складываться многоукладная экономика, в которой, наряду с гос. сектором, зародился и быстро набирал силу частный сектор, утверждавшийся не только в сфере услуг, но также в произ-ве и в банковском деле. К кон. 1987 возникло 13,9 тыс. кооперативов, в 1988 их было 77,5 тыс., в 1990 – 245 тыс.; к 1990 объём реализованной продукции кооперативов составил 67,3 млрд руб., или 6,7% ВНП, к весне 1991 7 млн граждан, или 5% активного населения, были заняты в кооперативном секторе. В марте 1989 на полный хозрасчёт и самофинансирование перешли 5 специализир. банков, созданных в ходе реформы банковской деятельности (проводилась с июня 1987) и существовавших наряду с Государственным банком СССР. Начала формироваться сеть коммерч. и кооперативных банков (к нач. 1990 в СССР было зарегистрировано 224 коммерч. банка), возникали и др. рыночные структуры: биржи, всевозможные посреднические организации.

Однако, несмотря на это, общеэкономич. процессы определялись тогда в сфере гос. экономики. Руководители гос. предприятий, теперь прямо зависевшие от трудовых коллективов, повышали зарплату за счёт сокращения производств. инвестиций и средств на НИОКР, возникшие при предприятиях кооперативы не только дали простор для деятельности инициативных, хозяйственных людей, но и послужили прикрытием для перекачивания безналичных средств в наличные, что вместе увеличивало на рынке объём денежной массы, не обеспеченной товарами. В торговле возник дефицит на ряд предметов первой необходимости, начались рост цен и инфляция. В аграрной сфере реформа ожидаемых результатов не дала: процесс «раскрестьянивания крестьянства», как выражался Г., за мн. десятилетия сов. истории зашёл слишком далеко.

В тот же период ослабление тоталитарной системы, а вместе с ней и власти союзного руководства обострило межэтнич. противоречия, уходившие своими корнями в прошлое, а также способствовало проявлению нац.-гос. амбиций местных элит. В кон. 1987 в Грузии начали развёртываться движения с националистич. окраской. В февр. 1988, после просьбы областного Совета Нагорно-Карабахской АО, обращённой к ВС Азерб. ССР и ВС Арм. ССР, о передаче области из состава Азербайджана в состав Армении, произошли первые кровопролитные межэтнич. конфликты – в Карабахе и Сумгаите.

Сложно проходило реформирование политич. системы. В 1988 впервые отчётливо выявились расхождения в Политбюро ЦК по отношению к перестройке. Однако Г. продолжил реформу. Этапный характер в её развитии носила 19-я Всесоюзная конференция КПСС (28.06 – 01.07.1988), где разгорелась острая дискуссия и был принят ряд резолюций, направленных на демократизацию политич. системы страны. Впервые в истории сов. общества Г. предложил меры по реальному разделению функций парт. и гос. власти. Для включения граждан в процесс принятия решений предусматривалось создание новых гос. институтов: Съезда нар. депутатов СССР, выборы на который должны были производиться на альтернативной основе, и действующего на постоянной основе парламента. Для реализации реформы внеочередная сессия ВС СССР 01.10.1988 утвердила Г. на посту пред. Президиума ВС СССР. В марте – мае 1989 состоялись первые в стране свободные выборы нар. депутатов, по итогам которых св. 30 секретарей обкомов и крупных горкомов партии потерпели поражение.

На 1-м Съезде нар. депутатов большинством голосов 25.05.1989 Г. был избран председателем ВС СССР. К этому времени центристская позиция Г. уже отчётливо была окрашена социал-демократич. представлениями. Он определил смысл политич. реформы как передачу всей полноты власти Советам нар. депутатов. На этом же съезде организационно оформилась Межрегиональная депутатская группа, которая вскоре по ряду вопросов стала предлагать либеральную альтернативу реформистскому курсу Г. С нарастанием либеральной оппозиции («демократов» в политич. лексике того времени) политика Г., отстаивавшего курс на постепенное реформирование страны, стала подвергаться ожесточённой критике с двух сторон: «консерваторы» обвиняли его в отходе от основ социализма, «демократы», которых в Политбюро ЦК КПСС поддерживал А.Н.Яковлев, – в торможении радикальных преобразований (противоположность оценок перешла в публицистику, частично сохраняется в совр. историографии и обществ. мнении).

Новой внутр. политике, в значит. степени обусловленной положением СССР в мире, соответствовали и новые подходы в междунар. делах. Деятельность Г. сыграла решающую роль в обуздании гонки ядерных вооружений, преодолении конфронтации с Западом и в улучшении всей междунар. ситуации. В 1987 между СССР и США был подписан Договор о взаимной ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Дальнейшее движение в этом направлении увенчалось подписанием в Москве 31.07.1991 Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегич. наступательных вооружений (СНВ-1). Благодаря политике Г. в нормальное русло вошли сов.-кит. отношения. Большой положит. резонанс в стране и за рубежом вызвало решение Г. о выводе в 1989 сов. войск из Афганистана. Значительно улучшились отношения СССР с ФРГ, Великобританией и др. зап.-европ. странами, мн. странами Азии и Лат. Америки. В отношении вост.-европ. стран Г. отказался от политики ограничения их суверенитета, проводившейся после окончания 2-й мировой войны. Позиция Г. способствовала демократизации режимов в странах Вост. Европы, а также объединению Германии в окт. 1990. Согласованный Г. и канцлером ФРГ Г.Колем 6-летний срок вывода сов. войск из Вост. Германии (впоследствии сокращён рос. правительством до 5 лет) позднее стал оцениваться общественностью как недостаточный и вызвал упрёки в поспешности. Демократизация режимов в Вост. Европе в кон. 1980-х гг. привела к демонтажу Организации Варшавского договора, оформленному 01.07.1991, и выводу сов. войск из вост.-европ. стран. Это послужило началом преодоления раскола Европы. В 1990 Г. была присуждена Нобелевская пр. мира, но в своей стране его внешняя, особенно европейская, политика нередко подвергалась резкой критике.

В Сов. Союзе итогом перестройки Г. стало изменение политич. режима: в 1990 власть от КПСС перешла к Съезду нар. депутатов СССР – первому в сов. истории парламенту, избранному на альтернативной основе на свободных демократич. выборах. Были реконструированы высшие органы гос. власти, Г. избран президентом СССР.

Системная трансформация обострила противоречия в обществе, а ошибки и запоздалые действия руководства усугубили ситуацию. Ухудшение положения на потребительском рынке, а также обострение межнациональных отношений (в т. ч. кровопролитные столкновения в Баку, Тбилиси и Вильнюсе) привели к ослаблению обществ. поддержки Г. В то же время либеральная оппозиция сплотилась вокруг Б.Н.Ельцина (был выдвинут Г. на ответств. руководящую работу, но в 1987 снят с постов). В отличие от своих предшественников, Г. не лишил противника возможности участвовать в политич. жизни, и тот вскоре стал его гл. соперником в борьбе за власть. Вместе с тем жёсткая унитарность гос. устройства СССР перестала устраивать и местные элиты, которые стали опираться на разл. рода нац. движения. Центробежные процессы особенно усилились после того, как 12.06.1990 Съезд нар. депутатов РСФСР принял Декларацию о гос. суверенитете РСФСР, открыв «парад суверенитетов» и др. республик – как союзных, так и автономных. Пытаясь сохранить целостность страны, Г. выступил с инициативой проведения первого в истории СССР референдума. На нём (17.03.1991) 76% голосовавших (в России – 71,3%) высказались за сохранение обновлённого Союза. На 20.08.1991 была назначена процедура подписания руководителями республик нового Договора о Союзе Суверенных Республик, предполагавшего существенное расширение полномочий республик в рамках союзного государства. Однако этот процесс был сорван разразившимся Августовским кризисом 1991, вызванным действиями ряда лиц из окружения Г. Путч ГКЧП провалился. После этого Б.Н.Ель­цин 23.08.1991 приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР. Г., вернувшись в Москву из Фороса, где он был изолирован путчистами, 24.08.1991 объявил об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС и обратился к ЦК с призывом о самороспуске. Но поражение путчистов не стало победой Г. В РСФСР верх взяли силы, возглавляемые Б.Н.Ельциным; др. союзные республики в ответ на путч заявили о своей независимости. Тем не менее Г. возобновил процесс переговоров о подписании нового Союзного договора, но и он был сорван: президенты РСФСР, Украины и пред. ВС БССР 8 дек. подписали Беловежские соглашения 1991 о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств. Г. предпринял ещё неск. безуспешных попыток предотвратить распад государства. 25.12.1991 он заявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР.

С 1992 Г. – президент Междунар. фонда социально-экономич. и политологич. исследований (т. н. Горбачёв-фонд). Занимался исследованием истории перестройки и разработкой идей, положенных в её основу, реализовывал гуманитарные проекты, помогал междунар. ассоциации «Гематологи мира – детям», участвовал в осуществлении программы «Детские лейкозы в России», в строительстве и оснащении Центра детской гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачёвой. С 1993 Г. возглавлял Междунар. неправительственную экологич. организацию «Зелёный крест». Один из инициаторов создания Форума лауреатов Нобелевской премии мира (1999), Форума мировой политики (2003), Форума новой политики (2010), а также учреждения премии Михаила Горбачёва «Человек, изменивший мир» (2011).

Награждён 3 орденами Ленина, орд. Св. Андрея Первозванного (2011) и более чем 300 иностр. наградами и премиями.

Соч.: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987; Избранные речи и статьи. М., 1987–90. Т. 1–7; Об основных направлениях по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике. М., 1990; Через многоукладность экономики – к эффективности производства. М., 1990; Нобелевская лекция 5 июня 1991 г., Осло. М., 1991; Августовский путч: Причины и следствия. М., 1991; Декабрь-91: Моя позиция. М., 1992; Годы трудных решений. М., 1993; Жизнь и реформы. М., 1995; Размышления о прошлом и будущем. М., 1998; Как это было: Объединение Германии. М., 1999; Понять перестройку…: Почему это важно сейчас. М., 2006.

Большая российская энциклопедия (автор ст. – О.А.Кубицкая)

Надгробие на могиле М.С.Горбачёва на Новодевичьем кладбище (уч. 8). Фото 12.07.2023
Могила М.С.Горбачёва и его супруги на Новодевичьем кладбище (уч. 8). Общий вид. Фото 12.07.2023
Могила М.С.Горбачёва на Новодевичьем кладбище (уч. 8). Фото 05.09.2022
Могила М.С.Горбачёва и его супруги на Новодевичьем кладбище (уч. 8). Общий вид. Фото 05.09.2022