КОРЕНЕВ Алексей Александрович (1927 – 1995)

Род. и умер в М.

Кинореж., сценарист; з. д. иск-в Дагестанск. АССР (1971). В 1951 окончил режиссер. ф-т ВГИКа (мастерская И.А.Савченко). В 1951–55 – реж. хроники на Литовск. к/ст. В 1956 работает ассист. реж. Э.А.Рязанова на съемках его перв. игрового ф. «Карнавальная ночь». Дебютн. картина К. – муз. комедия «Черноморочка» (1959, сценарий Е.М.Помещикова) подверглась массовой критике в печати и была снята с проката, несмотря на кассовый успех. На несколько лет К. был лишен возможности снимать самостоят. работы и продолжал сотрудничество с Рязановым, принимая участие как втор. реж. в создании его ф. «Дайте жалобную книгу» (1964) и «Берегись автомобиля» (1966). С прокатными трудностями столкнулась и след. картина К. «Урок литературы» (1968, сценарий В.С.Токаревой), признан. идеологически вредной. В 1969 снимает комедию по рассказу дагестанск. писателя Абу Бакара «Адам и Хева», заслужившую хорошие отклики зрителей. В 1970 экранизирует пьесу А.А.Галича и К.Ф.Исаева «Вас вызывает Таймыр». Эта остроумная ретрокомедия положений была отлучена от зрителей после эмиграции Галича. Наст. успех и известность приходят к реж. в 1973, когда на экраны выходит 4-серийн. т/ф «Большая перемена» (сценарий К. и Г.М.Садовникова по мотивам пов. последнего «Иду к людям»), рассказывающий о буднях великовозрастн. учеников шк. рабочей молодежи, в кот. приходит новый молодой учитель истории. Разнообразие характеров персонажей, сыгран. точно подобран. актерами с юмором и добротой, песни Э.С.Колмановского на стихи М.И.Танича обеспечили картине любовь широкой аудитории. В след. гг. К. продолжает работать в жанре комедии: «Три дня в Москве» (1974); «По семейным обстоятельствам» (1977), успех кот. был сравним с успехом «Большой перемены»; «Ключ» (1980); «Честный, умный, неженатый» (1981); «Мой избранник» (1984). В конце 1980-х К. обращается к жанру детектив. комедии, снимая сначала решен. в эксцентрич. стиле «Акселератку» (1987), а затем экранизируя два произв. франц. драматургии – «Ловушку для одинокого мужчины» (1990, сценарий К. по одноим. пьесе Р.Тома) и «Дуру» (1991, сценарий К. по пьесе М.Ашара). Лучшие ленты К. отличаются сильным актер. ансамблем, мягким юмором, лиризмом, музыкальностью. Толчком для развития сюжета в его комедиях нередко служат курьезн. ситуации, вызван. случайн. стечением обстоятельств, чередой заблуждений одного или нескольких героев. Осн. темы, затронутые в ф., – нравств. становление молодых людей, профес. призвание человека, проблемы взаимоотношений в семье и коллективе, трудности сов. быта. Яркие фразы из комедийн. картин К. по-прежнему являются неиссякаемым источником цитат.

Жил на Гоголевском бул.; на ул. Веснина; в Валдайском пр., 7. Похоронен на Ваганьковском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Надгробие на могиле А.А.Коренева на Ваганьковском кладбище (уч. 6). Фото 28.10.2011
Надгробие на могиле А.А.Коренева на Ваганьковском кладбище (уч. 6). Фото 15.08.2007