ЛУКИНСКИЙ Иван Владимирович (1906 – 1986)

Род. в Скопине Рязанск. губ., умер в М.

Кинореж., нар. арт. РСФСР (1969). Окончил ВГИК (1935), с 1937 работал в жанре докум. и худож. кино. Л. был реж. «общественного примирения». В своих фильиах он максимально стремился к покою, гармонии и уюту – как в частн., так и в социальн. жизни. Конфликты в его картинах возникали для того, чтобы в итоге прийти к полн. умиротворению, но при этом воссоздать и опробовать некую модель разрешения противоречий. Перв. его лента «Чук и Гек» (1953) явилась не просто авторск. манифестом реж., но и самой ранней «ласточкой» отпели, ибо погружала зрителя в открыто лирич. пространство тихого счастья бытия, абсолютно лишен. каких-либо идеол. напластований. Поэтому ф. на долгие гг. опередил свое время. След. фильмы Л. созданы в более реалистич. стиле и являются неким «плацдармом» для гармонизации разнозарядн. обществ. полюсов. Зачастую точкой подобн. гармонизации оказывается армия. Именно она исправит колхозн. шалопая Бровкина («Солдат Иван Бровкин», 1955), она же примирит два изначально не понимающих друг друга поколения («Прыжок на заре», 1960). Язык Л. насыщен приметами живой жизни, юмором, занятн. и неоднознач. характерами, при этом являясь искренним образчиком соцреализма. Гл. духов. вотчиной реж., его «альма матер» станет сознание 1950-х с их радостно-наивн. пафосом построения нового, всесторонне справедливого общ-ва, лишен. привычн. примет борьбы и крови. Возможно, поэтому те работы реж., что замешаны на приключенческо-разоблачит. пафосе, – «Понедельник – день тяжелый» (1963), «Товарищ Арсений» (1964), «Взорванный ад» (1967) – не были особенно удачными. Зато Л. достиг успеха в ф. «Деревенский детектив» (1968), где в кач-ве гл. героя выведен абсолютно новый для отеч. кино персонаж – всезнающий и всепонимающий ироничный «советский Бог». Это был участк. милиционер Анискин, кот. по сюжету не столько расследовал незначит. преступления, сколько учил односельчан уму-разуму и здравому смыслу, уверенно наставляя на путь истинный. Являясь исконным представителем народа, Анискин ведет себя и мыслит как интеллигент, а потому объединяет все обществ. начала и для каждого человека у него есть свой ключ. Анискин в исполнении М.И.Жарова был выставлен критикой в кач-ве нравств. абсолюта. След. картина Л., «Истоки» (1973), стала гос. заказом на волне успеха «Деревенского детектива». Сверхзадачей ф. была попытка полностью «реабилитировать» в обществ. сознании сталинизм и в яркой эпич. форме доказать, что все репрессии были отнюдь не напрасны. Несмотря на макс. гос. поддержку в прокате, концепция ф. не нашла понимания ни у зрителей, ни у кинематографич. общественности, а потому очередн. попытка реж. примирить уже не обществ. силы, а сознания двух разл. социальн. эпох провалилась. Два посл. фильма Л. – морально-этич. киноповесть «Колыбельная для мужчин» и истерн «Поединок в тайге» (оба – совм. с В.Златоустовским) успеха не имели. Стал. пр. (1951) за постановку цветн. докум. фильмов «Победа китайского народа» и «На юге Китая» (совм. с Л.В.Варламовым).

Жил с 1957 на Фрунзенской наб., 42. Похоронен на Кунцевском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Надгробие на могиле И.В.Лукинского на Кунцевском кладбище (уч. 10). Фото 09.11.2008