МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна (1939 – 2009)

Род. и умерла в М.

Балерина, хореограф, балетм. и балетн. педагог; нар. арт. СССР (1973). Внучка философа Г.Г.Шпета (1879–1937; репрессирован). По окончании Моск. хореогр. уч-ща (1958, кл. Е.П.Гердт) пришла в Большой т-р, где прослужила до 1988. В 1957 победила на Всес. конкурсе артистов балета и в том же г. станцевала перв. свою большую партию – Машу в «Щелкунчике» П.И.Чайковского. Уже в 1959 состоялись перв. заруб. гастроли М. (США, Канада). Тогда же она завоевала зол. медаль на конкурсе классич. танца (Всемирн. фестиваль молодежи в Вене). В 1960 М. становится перв. ученицей Г.С.Улановой, в кот. нашла «не только педагога, но и прекрасного человека, многому научившего в жизни и в искусстве». В том же г. М. снялась в ф.-балете «Золушка», где станцевала Фею весны. Ее перв. большая роль – Катерина («Каменный цветок» С.С.Прокофьева).

М. – балерина академич. шк., наделен. огромн. сценич. обаянием, неповторимо изящная и грациозная. Ее танец отличался отточенностью и чистотой каждого движения, совершен. артистизмом. Прекрасные данные позволяли ей танцевать самые разл. по жанру и характеру партии. Классич. репертуар открывался партией Жизели (одноим. балет А.Адана) – одной из лучших партий балерины, кот. она готовила с Улановой. Триумф. стала для М. и роль Китри в балете Л.Ф.Минкуса «Дон Кихот» (1965). Блестящая техника, стремительность полетов и безупреч. вращения позволили создать уник. балерине радостный и ликующий образ. М. танцевала во всех балетах на музыку Чайковского. Среди партий: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро», 1968), Аврора («Спящая красавица», 1964). В балетах на музыку Прокофьева М. исполнила роли Джульетты («Ромео и Джульетта», 1973) и Золушки («Золушка», 1964). Каждый последующий образ М. выявлял новые грани ее выдающегося таланта. Столь же выразительно М. танцевала и в новых балетах. Среди них: Фригия («Спартак» А.И.Хачатуряна, 1968), Шура Азарова («Гусарская баллада» Т.Н.Хренникова, 1980), Анна («Анюта» В.А.Гаврилина, 1986). Огромн. кол-во и разнообразие ролей только подчеркивало исключит. возможности и талант балерины. В 1980 М. закончила ГИТИС (с 1991 – Рос. акад. театр. иск-ва, РАТИ; ныне – Рос. ун-т театр. иск-ва ГИТИС), с 1982 преподавала там на каф. хореографии (с 1996 – проф.). С 1990 – педагог-репетитор театра «Кремлевский балет», с 1998 – балетм.-репетитор Большого т-ра. Посл. раз вышла на сцену в 1999. Мн. балеты с участием М. были записаны на пленку, а на основе отдельн. из них сняты кинофильмы и фильмы-балеты.

Гос. пр. СССР (1984), Гос. пр. РФ (1991), пр. С.П.Дягилева (1990), театр. пр. «Хрустальная Турандот» (1991). Муж балерины – солист балета Большого т-ра, балетм. В.В.Васильев, с кот. в течение мн. лет М. выступала в дуэте.

Жила на Смоленской наб., 5/13. Похоронена на Новодевичьем кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Надгробие на могиле Е.С.Максимовой на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 23а, м. 4). Фото 14.10.2019
Могила Е.С.Максимовой на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 23а, м. 4). Общий вид. Фото 14.10.2019
Могила Е.С.Максимовой на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 23а, м. 4). Общий вид. Фото 22.11.2018
Могила Е.С.Максимовой на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 23а, м. 4). Общий вид. Фото 24.07.2018
Могила Е.С.Максимовой на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 23а, м. 4). Общий вид. Фото 04.01.2014
Могила Е.С.Максимовой на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 23а, м. 4). Фото 07.05.2009