ШВЫРЁВ Владимир Сергеевич (1934 – 2008)

Род. в Иванове, умер в М.

Философ, специалист по теории познания и методологии науки, д. филос. н. (1977), проф. (1987), з. д. н. РФ (2003). Окончил филос. ф-т МУ (1956), аспирантуру Ин-та философии АН (1962). В тот период входил в «диссидентскую» (по определению Ш.) группу (впосл. – Моск. методологич. кружок) молодых философов, создан. А.А.Зиновьевым, Г.П.Щедровицким и Б.А.Грушиным, кот. «настаивали на необходимости исследования механизмов реального научного мышления, … не только пресловутой логики “Капитала”, … но и в естественных науках на материале их конкретной истории», стремились к преодолению господствовавшего в обществ. науках догматизма. Это определило и круг интересов Ш., в студенч. гг. работавшего под рук. Щедровицкого. Ш. был одним из перв. сов. исследователей неопозитивист. концепции логики науки. В 1962 защитил канд. дисс. «Критика непозитивистской концепции логики науки» (опубл. в 1966). Его анализ философско-методологич. доктрины логич. позитивизма признан одним из наиб. содержат. в мир. лит-ре.

В 1962–64 Ш. – м. н. с. Ин-та философии АН, в 1964–69 – ст. н. с. филос. ф-та МУ. С 1969 – вновь в Ин-те философии АН, г. н. с. Преподавал философию в вузах М. (лекцион. курс «Деятельностный подход к человеку: философско-методологический анализ»). Тема докт. дисс.: «Теоретическое и эмпирическое как проблема философско-методологического анализа науки» (1977). Осмысливая мат-л истории науки, сформулировал оригинал. концепцию соотношения теоретического и эмпирического в науке, осн. на различении деят-сти применения и деят-сти развития концепт. аппарата науки, взаимоотношения генетич. и функцион. аспектов науч. познания. Затем последовал цикл работ, посв. анализу науч. познания, проблемам познават. рефлексии, вопросам понимания.

В посл. гг. изучал типы рациональности, выделяя закрытый и открытый, разработал концепцию совр. неклассич. рациональности, кот. свойственны критико-рефлектив. направленность на исходн. посылки и возможности разл. позиций рацион. познания (т.н. метарациональность), «открытость», т.е. постоян. готовность к самокритике и самосовершенствованию, изменение отправн. установок рациональности, кот. оказывается связан. не только и не столько с прослеживанием свойств и связей внеположного субъекту предмета, сколько с рассмотрением отношений человека к миру (т.н. человеч. измерение совр. неклассич. рациональности), диалоговость совр. рациональности, в т.ч. по отношению к формам внерацион. ментальности. Эти особенности совр. рациональности рассматриваются Ш. также в контексте решения задач филос. образования.

Ш. был одним из признан. лидеров отеч. философии. Его отличал дар выделять узловые проблемы и находить оригинал. пути к их решению. Работы Ш. считаются классич., с ними связана целая эпоха исследований в обл. эпистемологии и философии науки, кот. в течение нескольких десятилетий определяли лицо отеч. философии в целом.

Ш. также известен как переводчик трудов Д.Юма. Чл. редколлегии коллектив. тр. «Современные проблемы теории познания диалектического материализма» (в 2 т. М., 1970). Чл. редколлегии ж-ла «Вопросы философии» и изд. «Философская энциклопедия».

Жил на Ялтинской ул., 7 (с 1964); ул. Обручева, 28, корп. 3 (в 1980–2000); на ул. Теплый Стан, 9, корп. 2 (в 2005–08).

Соч.: К вопросу о путях логического исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 2; Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966; Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Научное познание как деятельность. М., 1984; Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988; Мой путь в философии // Высшая школа в России. 2004. № 3; Рациональность как ценность культуры: Традиция и современность. М., 2003.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле В.С.Швырёва на Ваганьковском кладбище (уч. 57). Фото 13.12.2016