СИКОРА Ружена Владимировна (1916 – 2006)

Род. в Новороссийске, умерла в М.

Певица, нар. арт. РФ (1993). Отец – чех по национальности, был музыкантом и певцом, популярн. фигурой в родном городе. Незаурядн. муз. дарование и красивый голос позволили его дочери скоро стать партнером отца в эстрадн. выступлениях. После безвремен. кончины главы семьи С. освоила рабочую профессию на местн. з-де и, преодолев немалые трудности, поступила в муз. уч-ще в Ростове-на-Дону. Уже в студенч. пору она успешно проявила себя как солистка ансамбля ростовск. железнодорожников. По предложению А.Н.Цфасмана молодая певица переехала в М. и начала работать с популярн. оркестром на престижн. площадках столицы («Метрополь», к/т «Ударник», «Художественный» и др.). В гг. Великой Отеч. войны С. активно уч-вала в деят-сти артистич. бригад, выезжавших к бойцам в прифронтовые р-ны, демонстрировавших свое иск-во в госпиталях перед ранеными воинами. В ту пору ее партнерами стали конферансье М.Н.Гаркави, танцевальн. дуэт А.А.Редель – М.М.Хрусталев и ряд др. молодых артистов. Во время напряж. работы на благо воюющей страны певица все настойчивее стремилась выйти за рамки обыкновен. исполнения. Она прилагала немало энергии, чтобы «сыграть» каждую песню. В ее творчестве гармонично переплетались патриотич., драм., иронич. интонации. Творч. палитра С., отмечен. теплотой и искренностью, привлекала меломанов, кот. старались не пропустить ее зачастую не объявляемые выходы на концертн. площадки, ловили ее голос в передачах моск. радио. Песни в ее исполнении нередко становились образцами для мн. вокалистов, самодеят. певцов в фабрич. клубах и дворцах культуры. С большой ответственностью она относилась к постоян. совершенствованию своего репертуара. В послевоен. гг. он был существенно преобразован ею с учетом новой атмосферы в стране, входившей в мирн. период развития. Главным для С. стало следование излюбленным ею линиям воспевания чистых человеч. отношений, любви, верности, доброты. Певица полагала, что осн. место в ее творч. деят-сти должна занять песня лирич., задушевная. Новые песни совр. сов. композиторов давали для этого выигрышн. мат-л, С. включала в свой репертуар песни, кот. зачастую обретали популярность у аудитории как связан. именно с личн. интерпретацией певицы, с ее интонациями, с ее высокой эстетикой чувствования.

В 1944–46 С. работала с джаз-оркестром Всес. радиок-та под упр. Н.Г.Минха, занималась на вокальн. отд-ии уч-ща им. Гнесиных. Перв. грампластинка С. появилась в 1946 (запись песни «Месяц в синем небе» М.И.Блантера, сл. В.З.Масса). Перв. исполнительница песен К.В.Молчанова «Огоньки» (сл. В.Е.Бахнова), «Я тебе писать не стану» (сл. Я.А.Халецкого), «Все мечты сбываются» (сл. Бахнова). В ее репертуар вошли быстро завоевавшие известность песни Н.В.Богословского «Вот такое положение», «Дождик», «Приходи скорей» (сл. Бахнова и Я.А.Костюковского), «Песня об одиноком друге» (сл. Н.К.Доризо). Некот. из них иногда исполнялись С. под аккомпанемент самого композитора. «Обладая превосходным голосом, наделенная ярким артистизмом и тонким чувством песенной “души”, С. приносит на эстраду воплощенный в музыкально-сценический образ замысел поэта и композитора», – подчеркивал В.И.Мурадели (Сов. культура. 1967, 27 марта).

В репертуаре С. органично совместились песни «За дальнею околицей» (муз. Н.П.Будашкина, сл. Г.Акулова), «Друг» (обработка А.Н.Цфасмана, сл. Я.М.Зискинда и Н.Д.Лабковского), «Посидим помолчим» (муз. Мурадели, сл. Халецкого), «Я жду» (муз. С.Агабабова, сл. М.Бакшеева), «Алый цветок» (муз. Блантера, сл. Масса), «Бесаме мучо» (муз. К.Веласкес), «Я жду тебя» (муз. Ю.М.Слонова, сл. Ю.Прицкера и В.Кононенко), «Не печалься» (муз. В.Л.Горышника, сл. М.Берковича), «До новой встречи» (муз. Г.Валериу, сл. Халецкого), «Мой милый» (муз. А.И.Островского, сл. Ю.В.Цейтлина) и др.

В февр. 1961 С. и ее муж – композитор В.Л.Горышник попали в автомоб. аварию в Подмосковье. Нарушение здоровья первоначально не позволяло певице в привычн. объеме продолжать концертн. деят-сть (в осн. работу на гастролях). Тем не менее, она активно сотрудничала с оркестрами Цфасмана и С.Н.Кнушевицкого, записывалась на грампластинки. В ее дискографии более 100 песен, исполнен. на высоком профес. уровне. На основе оригинал. пластинок и архив. фонограмм, в т.ч. представлен. В.Д.Сафошкиным, выпущен комплект из 2-х аудиодисков в серии «Великие исполнители ХХ в.» (52 песни). Выступая с собств. ансамблем в 1960–70-х, она как солистка Москонцерта совершала поездки по России и заруб. странам, с аншлагом выступала в Моск. т-ре эстрады и на др. концертн. площадках столицы. Много сил и внимания С. отдавала воспитанию молодых вокалистов в шк. при ЦДРИ, весьма ценивших мастерство своей авторитетн. наставницы. Именно в ЦДРИ был проведен творч. вечер С. в февр. 1993, вызвавший широкий обществ. резонанс.

Жила в 1940–50-х в Собиновском пер.; с 1969 – на ул. Усиевича, 19. Похоронена на Химкинском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле Р.В.Сикоры на Химкинском кладбище (уч. 27). Фото 19.07.2009