ТОКАРЕВ Валерий Абрамович (1922 – 2006)

Род. и умер в М.

Драм. актер, мастер худож. слова. Нар. арт. РФ (1998). Из интеллигентск. семьи: мать – пианистка, отец – инженер. Окончил филол. ф-т МУ, театр. студию Ю.А.Завадского (1945). Будучи принят в труппу Т-ра им. Моссовета (1944), начал выступать на эстраде. Одной из перв. работ молодого актера была композиция «Моцарт и Сальери». В 1947 он успешно представляет крупн. работу – композицию по пов. А.А.Бека «Волоколамское шоссе». С 1952 Т. – артист Моск. филармонии. В творч. содружестве с режиссерами В.Э.Морицем и И.Н.Теплых подготовил ряд весьма отличн. по стилю и выразит. средствам программ, в т.ч. «М.Горький. Литературные портреты», «Дон Жуан дает объяснения» (Мольер, Дж.Г.Байрон, Н.Ленау, А.С.Пушкин, Б.Шоу). В пору возникшего интереса к драматургии В.В.Маяковского Т. выходит на сцену с премьерой моноспектакля «Баня» (1953). В дальнейшем артист энергично развивал удачно начатую сатирич. линию в своем творчестве. Ему удавалось создавать яркие панорамы действа, используя силу комедии и юмора. Такими были программы «Дон Жуан» и «Беппо» Байрона, «Бернард Шоу». Пользовались значит. успехом сценич. композиции Т. по произв. М.А.Булгакова, И.Ильфа и Е.Петрова. Серьезн. усилий чтеца потребовало представление им с эстрады «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Работая над моноспектаклем «Сонеты любви и свободы» (1955), отобрал более 70 сонетов У.Шекспира, Пушкина, Г.Гейне, Данте, Ф.Петрарки и др. В его исполнении каждый сонет превращался в драму, трагедию или притчу. Наряду с высокой поэзией Т. обращался к докум. прозе: «С человеком на борту» летчика-испытателя и писателя М.Л.Галлая, «СП. – главный конструктор С.П.Королев», «Мысли и сердце» – по пов. Н.М.Амосова «Два дня из жизни хирурга». Постоянно обновлял свой репертуар, стремился познакомить слушателей с малоизв. произв. В 1976 читал ром. Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол». В трудные для Б.Л.Пастернака дни выступил с концертом «Поэзия Бориса Пастернака». Интерес у публики вызвала работа Т. «Дон-Жуан дает объяснения» (Мольер, Байрон, Пушкин, Шоу, 1971), а также композиция «Три великих флорентийца» (Данте, Петрарка, Дж.Боккаччо, 1973). Виртуозн. владение голосом, музыкальность способствовали успеху литературно-муз. программ Т. с участием симф. оркестра: «Манфред» (Байрон – П.И.Чайковский), «Эгмонт» (И.В.Гете – Л.Бетховен), «Гамлет» (Шекспир – Д.Д.Шостакович), «Маскарад» (М.Ю.Лермонтов – А.И.Хачатурян) и др. Создал ок. 60 чтецких программ, более 20 постоянно оставались в его репертуаре. В фондах радио хранятся десятки записей. В посл. гг. жизни выступал с драм. композицией «Борис Годунов» по трагедиям Пушкина и А.К.Толстого. Награжд. медалью Пушкина (2001).

Жил на Бережковской наб., 4. Похоронен на Донском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле В.А.Токарева на Донском кладбище (уч. 3). Фото 08.04.2010