АКСЁНОВ Василий Павлович (1932 – 2009)

Род. в Казани, умер в М.

Писатель, сценарист. Отец – пред. Казанск. горсовета, чл. бюро Татар. обкома КПСС П.В.Аксенов (1899–1991, репрессирован, отбыл 15 лет лагерей, реабилитирован; Последняя вера: мемуары // Казань. 1993). Мать – писательница, публицист, педагог Е.С.Гинзбург (1904–1977). В 1937, после ареста родителей, А. отправлен в детдом для детей заключенных в Костроме; с 1938 жил в Казани у дяди, А.В.Аксенова, и родственницы по отцу М.Аксеновой; в 1948 переехал к ссыльн. матери в Магадан (автобиогр. ром. «Ожог», 1975). Окончил 1-й Ленингр. мед. ин-т (1956), был распределен в Балт. мор. пароходство врачом на судах дальн. плавания, допуска не получил. Работал карантин. врачом в б-це Водздравотдела в пос. Вознесение на Онежском озере (1957–58) и в Моск. обл. туберкулезн. диспансере (1958–60).

В М. с 1958. Перв. публикации – рассказы «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы» (Юность, 1958) – состоялись благодаря участию В.Померанцева и при поддержке В.П.Катаева, гл. ред. ж-ла «Юность». С 1960 – профес. литератор. Известность А. принес ром. «Коллеги» (1960; одноим. пьеса – совм. с Ю.Стабовым, 1961; одноим. к/ф, 1962, реж. А.Н.Сахаров), положивший начало т. н. «молодежной прозе». Выражение «шестидесятники», кот. теперь утратило авторство и стало обозначением целого поколения и эпохи, вперв. появилось в ст. С.Б.Рассадина, написан. в связи с выходом «Коллег» (Юность, 1960, № 12). Героями ром. «Звездный билет» (1961; к/ф «Мой младший брат», 1962, реж. А.Зархи) стали молодые люди из поколения «фестиваля молодежи и студентов», кот. в комсомол. печати получило кличку «стиляги». Пов. «Апельсины из Марокко» (1962), ром. «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966) упрочили за А. славу лидера «молодой прозы». Извечн. конфликт поколений обретал в его творчестве особую остроту в контексте характерн. для 1960-х идейно-духов. отрицания тоталитар. прошлого. Исповедальн. характер прозы, сочувств. внимание к внутр. миру, психологии и даже сленгу молодого поколения сделали А. одним из наиб. востребован. читателем прозаиков 1960-х: он активно печатался в ж-ле «Юность», был чл. редколлегии. Пьеса «Всегда в продаже» (Моск. т-р «Современник», 1965) свидетельствовала о переходе А. на авангард. позиции в иск-ве. В сатирико-фантастич. пов. «Затоваренная бочкотара» (1968), по определению автора «сюрреалистической вещи», предпринята попытка средствами комического вскрыть абсурдность мира, в кот. живут персонажи, иллюзорность действительности.

1970-е стали для А. периодом поисков жанра: приключ. дилогия для детей «Мой дедушка – памятник» (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1972), историко-биогр. пов. о Л.Красине «Любовь к электричеству» (1971), эксперим. проза «Поиски жанра» (Новый мир, 1972; в подзаголовке жанр определен как «поиски жанра»), ром.-пародия на шпионск. боевик «Джин Грин – неприкасаемый» (1972, совм. с О.Горчаковым и Г.Поженяном под коллектив. псевд. Гривадий Горпожакс); перевел с англ. ром. Э.Л.Доктороу «Рэгтайм» (1976).

В марте 1963 А., уч-к встречи Н.С.Хрущева с интеллигенцией в Кремле, подвергся острой критике. 5 марта 1966 уч-вал в демонстрации на Красной пл. против предполагаемой реабилитации И.В.Сталина, задержан. В 1967–68 подписал ряд писем в защиту диссидентов, получил выговор с занесением в личн. дело от Моск. отд-я СП (Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9). В 1970-е произв. А. перестали публиковать в СССР, его творчество было расценено критикой как «несоветское» и «ненародное». Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) созданы без расчета на публ. В 1977–78 появились перв. публикации А. за рубежом, прежде всего в США.

В 1978 А. совм. с А.Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф.Искандером, Е.Поповым, Б.Ахмадулиной стал одним из организаторов и авторов лит. самиздат. альм. «Метрополь», в кот. опубликовал пьесу «Четыре темперамента» о существовании человека после смерти. После изд. альм. в США А. подвергся «проработкам». В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из СП в дек. 1979 заявил о своем выходе из СП (ром. «Скажи “изюм”», 1983). 22 июля 1980 выехал в США, в 1981 был лишен сов. гражданства, до 2004 жил в США. С 1981 – проф. рус. лит-ры в вузах США: Ин-те Кеннана (1981–82), Ун-те Дж. Вашингтона (1982–83), Гаучер-колледже (1983–88), Ун-те Дж. Мейсона (1988–2009). В 1980–91 в кач-ве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки», «Радио Свобода», ж-лом «Континент», альм. «Глагол». Радиоочерки опубл. в сб. «Десятилетие клеветы» (2004). В США вперв. опубл. написан. им в России романы «Золотая наша железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сб. рассказов «Право на остров» (1981). В США написаны и изданы романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи “изюм”» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сб. рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996, посв. жизни сов. эмиграции в США), «Кесарево свечение» (2000). Ром. «Желток яйца» (1989) написан на англ., впосл. переведен автором на рус. яз.

В 1989 после 9 лет эмиграции посетил СССР по приглашению амер. посла Дж. Мэтлока. В 1990 А. было возвращено сов. гражданство. После 1991 жил с семьей в Биаррице, Франция, и в М. Трилогия «Московская сага» (1992; т/с, 2004, реж. Д.Барщевский) посв. хронике жизни трех поколений моск. интеллигентов XX в.; ее действие отражает страшные вехи рус. истории: борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом, послевоен. репрессии. Моск. теме посв. и ром. «Москва Ква-Ква», в кот. дух столицы 1950-х, застроен. «высотными чертогами победоносного сталинизма», определяет судьбы героев. Ром. «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (Октябрь, 2004) удостоен пр. «Русский Буккер». Кн. воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личн. дневника. Посл. законч. ром. А. «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» (М., 2009; отдельн. главы – ж-л «Коллекция каравана историй», 2008) автобиографичен; его гл. герои, кумиры сов. лит-ры и иск-ва 1960-х: Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Б.Окуджава, Андр. Тарковский, В.Высоцкий, Э.Неизвестный, М.Хуциев и др., выведены под вымышл. именами. Неоконч. автобиогр. ром. «Ленд-лизовские» (2010).

Автор пьес для драм. т-ра: «Всегда в продаже» (1965), «Твой убийца» (1966), «Четыре темперамента» (1968), «Аристофаниана с лягушками» (1968), «Цапля» (1980), «Горе, горе, гореть» (1998), «Аврора Корелика» (1999), «Ах, Артур Шопенгауэр» (2000); киносценариев х/ф «Когда разводят мосты» (1961), «Мой младший брат» (1962), «Мраморный дом» (1973), «Центровой» «1976), «Пока безумствует мечта» (1980). Doctor of Humane Letters (США), чл. ПЕН-клуба и Амер. автор. лиги, поч. чл. РАХ. Орден Иск-в и лит-ры (Франция, 2005).

В 1960-е жил на 2-й Аэропортовской ул., 16; с 1970-х – на Красноармейской ул., 21; на Котельнической наб., 1/15, корп. В. Похоронен на Ваганьковском кладб.

В Казани с 2007 ежегодно проводится Междунар. литературно-муз. фестиваль Аксенов-фест (первый прошел при личн. участии А.), в 2009 открыт Лит. дом-музей А. (ул. К.Маркса, 55/31).

Соч.: Собр. соч.: в 5 т. М., 1994–95; Собр. соч.: В 13 кн. М., 2001–03; Американская кириллица: проза и стихи. М., 2004; Вольтерьянцы и вольтерьянки. М., 2004; Десятилетие клеветы: радиодневник. М., 2004; Зеница ока. Вместо мемуаров. М., 2005; Москва Ква-Ква. М., 2006; Редкие земли. М., 2007; Край недоступных фудзиям: стихи с объяснениями. М., 2007; «Ква-каем, ква-каем…»: Предисловия, послесловия, интервью. М., 2008; Любовь к электричеству: Повесть о Леониде Красине. М., 2008; Аврора Горелика: Пьесы. М., 2009; Таинственная страсть: Роман о шестидесятниках. М., 2009; Ленд-лизовские: lend-leasing. М., 2010.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Надгробие на могиле В.П.Аксёнова на Ваганьковском кладбище (уч. 25). Фото 06.07.2010
Могила В.П.Аксёнова на Ваганьковском кладбище (уч. 25). Фото 12.07.2009