ЧЕМБРОВСКИЙ Олег Александрович (1923 – 2000)

Род. ?, умер в М.

Специалист в обл. военно-техн. проектирования воздушно-космич. систем и исследования нетрадиц. средств транспортировки грузов, д. т. н. (1963), проф. (1965), з. д. н. т. РФ (1991), полк. Род. в семье быв. царск. офицера, впосл. красн. ком.-конника. Друзьями отца были будущие маршалы С.К.Тимошенко, С.М.Буденный, К.К.Рокоссовский. В перв. пол. 1930-х жил с родителями, работавшими по заданию Коминтерна за границей. В 1936 вернулся в М. Занимался в аэроклубе. В 1940, окончив 9 классов шк., пошел работать техником-экспериментатором в Центр. ин-т авиац. моторостроения; в 1941 включен в бригаду обеспечения действий скоростн. бомбардировщиков на Ленингр. фронте. В 1942 окончил артил. противотанков. уч-ще в Фергане; уч-вал в боевых действиях, дважды был ранен. В 1944 при содействии С.П.Королева (с кот. познакомился в ГИРДе – Группе изучения реактив. движения) был, несмотря на незаконч. сред. образование, принят особым приказом в число слушателей ВВИА (окончил акад. в 1950). До 1952 преподавал в высш. воен. Рижск. инженерно-авиац. уч-ще ВВС. В 1952 в письме на имя Г.М.Маленкова предложил идею нового двигателя для самолетов и вскоре был вызван в М. В 1952–54 возглавлял науч. группу в НИИ-1. С 1954 – чл. Научно-техн. к-та войск ПВО страны, с 1957 – нач. Управления истребит. авиации, затем – Управления систем противокосмич. обороны в НИИ-2 Мин-ва обороны в Калинине. С 1966 – нач. Управления контроля космич. пространства в Спец. НИИ-45. В дек. 1968 вышел в отставку. Работал нач. лаб. Центр. НИИ машиностроения (1968–72). В 1972–75 – зам. пред. Президиума Дальневост. науч. центра. В 1975–76 – дир. ВНИПИ «Транспрогресс» в М. С 1976 – проф. Моск. ин-та (ныне – Техн. ун-т) инженеров гражд. авиации. В 1981–84 – дир. КБ «Энергоавиатранс», в 1990-х – рук. Научно-техн. центра «Альтернатива», консорциума «Экотранс». С 1968 – пред. к-та космонавтики ДОСААФ СССР (с 1978 – Федерация космонавтики СССР). С 1991 – перв. вице-през. Акад. космонавтики им. К.Э.Циолковского.

Создатель отеч. систем противовозд., противоракетн. и противокосмич. обороны. Уже в ранней юности конструировал тепловые аэростаты, в 18 лет предложил идею создания ракетоплана с использованием воздушно-ракетн. двигателя. Возглавлял разработку зенитн. истребителя-перехватчика; руководил исследованиями по разведке космич. объектов, распознаванию их образов, удалению «космического мусора» (отработ. ракет и спутников), осуществлению помощи экипажам, выполнению монтажн. операций и мн. др. вопросам. Под его рук. была создана система контроля космич. пространства, реализована система перехвата космич. целей, разработаны алгоритмы дальн. наведения, обеспечивающие решение задач перехвата, был подготовлен проект многоразового авиационно-космич. комплекса перехвата, рассмотрены вопросы создания системы раннего предупреждения о старте баллистич. ракет стратегич. назначения и систем уничтожения спутников-разведчиков. Занимался проблемами дирижаблестроения, разрабатывал принцип «дирижабля без оболочки» и модели дирижаблей для транспортировки грузов и транспортно-монтажн. работ, однако эти идеи не получили пром. реализации.

Жил на Стрелецкой ул., 9, корп. 1. Похоронен на Троекуровском кладб.

Соч.: Общие принципы проектирования систем управления. М., 1972 (в соавт.); Что может дать космонавтика народному хозяйству? // Вестник АН СССР. 1993. Т. 63. № 2; Торсионные топологические когерентные вихревые энергосиловые блоки – будущее космонавтики и энергетики // Транспорт: Наука, техника, управление / ВИНИТИ. 2000. № 1.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012 (испр.)

Надгробие на могиле О.А.Чембровского на Троекуровском кладбище (уч. 4). Фото 18.11.2012