Род. в посаде Климов Новозыбковского у. Черниговск. губ., умер в М.
Конструктор авиац. и ракетн. техники, д. т. н. (1962), проф. (1966). Отец – частн. предприниматель, впосл. нач. главка Наркомхимпрома; мать – фармацевт. В М. с 1930. В 1939 окончил МАИ. Мн. гг. работал с С.А.Лавочкиным: инженер-конструктор в его ОКБ-301, с 1941 вместе с Лавочкиным – в КБ з-да № 21 (рук. отд.) в Горьком, с 1946 – зам. гл. (с 1957 – зам. ген.) конструктора, а с 1957 – гл. конструктор ОКБ Лавочкина. В 1960–61 – зам. ген. конструктора В.Н.Челомея. В 1961–95 – зам. ген. конструктора ОКБ-51 П.О.Сухого (с 1965 – з-д «Кулон», ныне – ОАО «Компания “Сухой”»).
В 1940-х уч-вал в конструировании истребителей ЛаГГ, Ла-9, Ла-150. В нач. 1950-х строил истребители-перехватчики Ла-200 и Ла-250, был одним из гл. конструкторов перв. в стране управляемой ракеты кл. «земля – воздух» для зенитно-ракетн. системы ПВО М. Во 2-й пол. 1950-х руководил созданием крылатых ракет, среди кот. его гл. детищем стала стратегич. крылатая ракета «Буря». Задачей ракеты было, стартовав вертикально с помощью ускорителей 1-й ступени, перейти на высоте 17,5 км в горизонт. полет и на скорости, в 3 раза превышающей скорость звука, нести термоядерн. боеголовку на расстояние 8000 км. В 1960, на завершающем этапе работы, когда было проведено 19 испытат. пусков и началась подготовка к серийн. произ-ву, по решению Политбюро ЦК КПСС все работы по системе «Буря» были свернуты. Столь же неудачн. была судьба втор. любимого детища Ч., к работе над кот. он приступил в нач.
Жил на Новинском бул. (1930–41); Суворовском бул., 12 (1941–54); в 1-м Новоподмосковном пер., 2/1 (1954–98). Похоронен на Востряковском кладб.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012