ФРИДЛЯНДЕР Иосиф Наумович (1913 – 2009)

Род. в Андижане Ферганск. обл., умер в М.

Ученый-металловед, ак. АН (1984). Отец с 1930 – лит. сотр. газ. «Правда Востока» (Душанбе). Ф. жил в Душанбе, работал корр. «Комсомол. правды» в Таджикистане. В 1931 приехал в М., в 1937 окончил МВТУ по специальности «металловедение» и до кон. жизни возглавлял н.-и. отд-е Всес. НИИ авиац. мат-лов (с 1994 – Гос. науч. центр ВИАМ). Вице-през. Междунар. ассоциации академий наук стран СНГ. Лен. пр. (1963), Стал. пр. (1949), Гос. пр. (1999), пр. СМ СССР (1982).

Теоретик и создатель высокоэффектив. сверхпрочн. легких сплавов и металлич. композиц. мат-лов для отеч. авиац., ракетн. и ядерн. техники, «король сплавов», как его называли современники. Основоположник науч. школ по алюминиевым и алюминиево-бериллиевым сплавам. В 1950–70-е разработал новый кл. высокопрочн. алюминиевых сплавов, легированных цинком, магнием и медью, кот. позволили снизить вес самолетов на 12–15% и использовавались в конструкциях истребителей МиГ, Як и Су, бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95, всех пассажир. самолетов Ту, пассажир. Ил-86, транспортн. самолетов Ил-76, «Антей», «Мрия», «Руслан». Руководил созданием высокопрочн. и высокомодульн. бериллиевых сплавов (1955–56). Разработал (1965) алюминиевый сплав 1420, обладающий высокой коррозион. стойкостью, хорошей свариваемостью, повыш. модулем упругости и достаточн. статич. прочностью, кот. был использован в произ-ве самолетов вертикальн. взлета Як-36 и Як-38, истребителя МиГ-29. Создал высокопрочн. сплавы для самолетов Ту-334, Ил-114, серийн. истребителей Су (1991–2001), самолетов-амфибий Бе-200, Бе-103, аэробуса А-380 и др. Разработал (1996–98) криогенные сплавы 1460 и 1201 для баков жидкого кислорода и водорода. Сплавы Ф. применялись для изготовления деталей конструкции ракет «Энергия» и «Протон», лопаток турбонасосн. агрегатов ракетн. двигателей и др. Создал слоистые композиц. мат-лы СИАЛ и КАС-1А, осн. особенность кот. состоит в том, что усталостные трещины изделий, выполнен. из этих мат-лов, практически не растут. СИАЛ также не дает распространиться огню при пожаре, а КАС-1А превосходит лучшие алюминиевые и титановые сплавы по удельн. прочности. Изобрет. Ф. самый прочн. в мире алюминиевый сплав В96ц, использующийся при создании сверхскоростн. ядерн. центрифуг для получения обогащен. урана, во многом помог решить проблему получения ядерн. топлива.

Жил на пл. Восстания, 1 (1950-е); на Волоколамском ш., 15/22 (1967–2009). Похоронен на Троекуровском кладб.

Соч.: Высокопрочные деформируемые алюминиевые сплавы, М., 1960; Алюминиевые сплавы: Промышленные деформируемые, спеченные и листовые алюминиевые сплавы. М., 1972 (в соавт.); Алюминиевые деформируемые конструкционные сплавы. М., 1979; Алюминиевые сплавы типа дуралюмин. М., 1984 (в соавт.); Из истории истребителей МиГ // Вестник РАН. 1998. Т. 68. № 11; Воспоминания о создании авиакосмической и атомной техники из алюминиевых сплавов. 2-е изд. М., 2006.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле И.Н.Фридляндера на Троекуровском кладбище (уч. 7в). Фото 25.09.2011