Род. и умер в М.
Фотограф, мастер фотоиск-ва. Первоначально – фоторепортер газ. «Вечерняя Москва». В перв. пол. 1930-х его снимки охотно берут мн. столич. изд. С 1939 – корр. «Иллюстрированной газеты», издаваемой «Правдой». Поместил там несколько фотоочерков, наиб. известность из кот. получил «Если завтра война». Великую Отеч. войну прошел в кач-ве корр. ж-ла «Фронтовая иллюстрация». Его воен. репортажи, по мнению специалистов, относятся к лучшим произв. аналогич. жанра, создан. в годы Втор. мир. войны всемирно признан. сов. мастерами (Евг. Халдей, Дм. Бальтерманц и др.). Издатели и коллеги обращали внимание на способность Г. удивительно точно определять момент съемки. Его снимок «Смерть солдата» по праву занимает видное место в перв. ряду фронтовой репортаж. классики. Этот выразит. кадр был снят на бегу, в бою на Крымск. полуострове летом 1942. В нем – незыблемая правда боевой атмосферы, никакого признака «постановочной» деят-сти фотожурналиста. Гаранинск. кадры времен войны, как правило, скромны, просты, непафосны, фронт на них – это просто будни, тяжелая работа. После войны Г. – один из вед. фотокорреспондентов ж-ла «Советский Союз». В общей сложности в фотоиск-ве и фотожурналистике он проработал почти 60 лет. С 1964 по 1990 занимался выставоч. проектом, посв. моск. Т-ру на Таганке. На выставке, состоявшейся в Музее совр. истории России в 2008 под названием «Фототеатр Таганка. Анатолий Гаранин», были представлены 80 ярких запоминающихся портретов. Экспозиция включала сцены из спектаклей, репетиции, эпизоды закулисн. жизни легендарн. учреждения культуры. «Гаранин лучший, кто снимал Таганку за все эти годы. Хотя он не просто снимал: он был другом театра, а это уже совсем иная категория – ему нравилось то, что здесь происходит» (Ю.П.Любимов). Сам фотограф воспринимается как соавтор любимовск. постановок. «Цель подлинной фотографии, – считал Г., – не остановить время, а продлить мгновение, в результате чего снимок, являющийся подлинным произведением искусства, как бы становится звучащим мгновением» (1976). Как фотопублицист Г. охватывал широкий круг тем. Свое продуман. и отв. отношение к репортажу он довел до высш. степени артистизма. Это особенно заметно на снимках, иллюстрирующих среду, ему близкую, – сцену и концерт. залы. Гаранинск. индивидуальность, оригинал. стиль фотогр. мышления – в особом умении проникнуть в то, что он собирался запечатлеть на пленке, способность осмыслить объект съемки, а не просто его зафиксировать, умение дать изображаемому определен. психол. оценку, всегда, в каждом отдельн. случае непременно связан. с личн. отношением фотографа.
Жил в 1930–40-е в 1-м Щемиловском пер., 12 (не сохр.), с 1952 – в 3-м пр. Алексеевского студгородка; с 1965 – на ул. Б. Галушкина, 17.
Сыновья Г., Алексей и Никита, передали архив отца в Рос. агентство междунар. информации РИА Новости, где проводится науч. обработка колл. Великолепно сохранившееся уник. наследие (ок. 50 тыс. ед. хр.) представляет значит. ист. и худож. ценность. В год 100-летия со дня рождения Г. проект «FotoFond – территория фотографии» показал как знаменитые снимки мастера, относящиеся к воен. репортажу и истории Моск. т-ра на Таганке, так и совершенно нового для зрителя Г., кот. не видели даже самые искушен. эксперты и знатоки иск-ва светописи.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014