Род. в Л., умер в М.
Актер т-ра и кино, педагог. Засл. арт. РСФСР (1972). Род. и вырос в семье потомств. моряков. С детства увлекался т-ром, однако сначала поступил на юрид. ф-т ЛГУ (1949). Играл в ун-тском драмкружке. На след. г. (1950), втайне от родных, поступил в Шк.-студию МХАТ им. Вл.И.Немировича-Данченко и, бросив ун-т, уехал в М. По окончании Школы-студии (1954) вошел в труппу МХАТа. На перв. порах ему, в отличие от др. выпускников, повезло. Среди ролей, кот. поручили Х., – Гоша в «Забытом друге» А.Д.Салынского, Джо в «Пиквикском клубе» по Ч.Диккенсу и др. Особен. популярностью пользовалась водевильн. постановка «Дорога через Сокольники» В.А.Раздольского, где Х. играл Алешку Вронского.
В 1962 Х. ушел из МХАТа: работал в Т-ре им. Ленинск. комсомола и Драм. т-ре им. А.С.Пушкина. Однако пути творч. исканий остались бесплодными. «Своего режиссера» Х. так и не нашел, отсюда не было и ролей, кот. могли бы «зажечь» молодого актера.
В 1968 вернулся в МХАТ. Однако за 19 лет после возвращения Х. удалось сыграть всего 15 ролей, 10 из кот. – вводы. Наиб. заметные из них – Лариосик в спектакле «Дни Турбиных» по пьесе М.А.Булгакова (1968), поставл. Л.В.Варпаховским; доктор Гаспар в спектакле «Три толстяка» Ю.К.Олеши (1970). Эту роль актер играл необычайно вдохновенно, его всегда сопровождали бурные аплодисменты. Событием в творч. биографии Х. стала роль Чичикова в спектакле «Мертвые души» по Н.В.Гоголю (1972, инсценировка Булгакова, худож. рук. постановки – К.С.Станиславский, 1932). По словам актера, он, всякий раз выходя на сцену в «Мертвых душах», трепетал, как студент перед экзаменом. Зритель, привыкший к Х., блиставшему в своих ролях мягким лирич. юмором, теперь увидел в его Чичикове изумит. перевоплощение в хитроумн. мошенника, «обворожительного» плута и коварного жулика. В остальном актеру не везло: роли доставались небольшие и проходящие.
С 1970, когда у руля МХАТа встал О.Н.Ефремов, Х. иногда играл небольшие премьерн. роли – Тренке в «Кола Брюньон» Р.Роллана, Караваев в «Мятеже» Д.А.Фурманова и Кулак в «Так победим!» М.Ф.Шатрова. Но крупн., интересн. ролей Х., увы, не перепадало.
Наст. славу актеру принесло комедийн. кино. Перв. его роль – Борис Гориков в ф. «Школа мужества» (1954, по пов. А.П.Гайдара «Школа»). На след. день после премьеры ф. «Солдат Иван Бровкин» (1955) Х. проснулся знаменитым. Толпы поклонниц дарили его своим вниманием, забрасывали цветами. Необычайн. популярность Х. объясняется прежде всего тем, что зрители увидели в его Иване Бровкине символ эпохи, когда на смену поколению победителей в Великой Отеч. войне пришли молодые парни, в чем-то «непутевые» и бесшабашные, на кот. служба в армии оказывала огромн. воспитат. воздействие, превращая их в добрых и порядочн. людей. И, конечно же, зрителей не могло не завораживать светлое и искреннее обаяние актера, его музыкальность, принесшие «Солдату Ивану Бровкину» всес. успех.
Х. снялся почти в 40 картинах. Самые популярн. из них вышли на экраны СССР в гг. хрущевск. «оттепели». Это – «Васек Трубачев и его товарищи» (1955), «В добрый час» (1956), «Отряд Трубачева сражается» (1957), «Улица полна неожиданностей» (1957), «Иван Бровкин на целине» (1958), «Длинный день» (1961), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968) и др. В 1970–80-е продолжал сниматься; среди картин с его участием: «Вечный зов» (1983), «Суета сует» (1979), «Москва слезам не верит» (1979), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1980), «Дом на Лесной» (1980), «Россия молодая» (1982), «Там, на неведомых дорожках» (1982), «Чародеи» (1982), «Багратион» (1985) и др.
Некот. время Х. преподавал в Шк.-студии МХАТ, где вспыхнул его роман со студенткой Евгенией Гибовой. Они поженились, и Женя стала для Х. надежн. опорой на сложн. перепутьях его театр. бытия.
До кон. жизни центр. роль в творческой биографии актера играл МХАТ, кот. в это время переживал трагич. раскол. Х. был ярым противником разделения т-ра, активно боролся против этого. Он умер в день, когда решение о разделе т-ра было принято, так и не узнав о нем.
Жил с 1966 на ул. Пресненский Вал, 28. Похоронен на Ваганьковском кладб. На его могиле на средства моск. метростроевцев установлен символичн. пам-к (автор идеи – жена Х., Е.А.Гибова): стела, возвышающаяся над расколотой надвое мхатовской чайкой…
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012