КЕЛЛЕ Владислав Жанович (1920 – 2010)

Род. в Вятке, умер в М.

Философ, науковед; д. филос. н. (1965), проф. (1967). Из семьи военного. После окончания сред. шк. в 1938 поступил на филос. ф-т МИФЛИ. С 1941 – на фронтах Великой Отеч. войны. Окончил экстерном филос. ф-т МУ (1944), аспирантуру по каф. диалектич. и ист. материализма там же (1947). В 1947 защитил канд. дисс. по философии Гегеля (науч. рук. З.Я.Белецкий). В 1947–52 и 1954–63 преподавал в МУ; в 1952–54 – в Кит. нар. ун-те (Пекин). В 1963–75 – рук. сектора ист. материализма Ин-та философии АН. В 1964 защитил в виде доклада по совокупности работ докт. дисс. «Структура и некоторые особенности развития общественного сознания» (1964). В сер. 1970-х деят-сть возглавляемого К. подразделения ин-та была подвергнута критике со стороны отд. науки ЦК КПСС, сам сектор распущен, а его рук. уволен. С 1975 по 1994 – в ИИЕТ АН: с 1979 – нач. группы, зав. сектором социологии науки. С 1994 – г. н. с. Ин-та человека АН.

Чл. редколлегий ж-лов «Вопросы философии», «Вопросы истории естествознания и техники» (1980–95), чл. междунар. ред. совета ж-ла «Личность. Культура. Общество». Действ. чл. РАЕН (1992) и Акад. гуманит. наук. В кон. 1960-х – нач. 1970-х был одним из вице-президентов Сов. социологич. ассоциации.

Осн. науч. труды К. посв. проблемам социальн. философии и социальн. анализа науки. Классификацию обществ. наук он предлагал проводить по предмету, методу и целям, разрабатывая соответствующие схемы и уточняя принципы классификации гуманит. наук с учетом типологии знания. Характеризуя структуру обществ. сознания, К. ввел различение гносеологич. и социологич. подходов к его анализу, разграничение обыденного и теоретич. сознания, идеол. и познават. моментов, прослеживал их соотношение в разл. формах обществ. сознания («Структура общественного сознания», 1964). Разрабатывал вопросы материалистич. понимания истории и его интерпретации, включение в его предмет проблематики культуры и личности; в трактовке ист. процесса концептуально представляются три методологич. аспекта его изучения – естественно-ист., деятельностн., личностн. («Исторический материализм», 1969). Исследовал проблемы научно-техн. революции и практич. использования социальн. знания (на разл. уровнях управления) как средства рационализации человеч. деят-сти, активно занимался вопросами социологии науки («Социальное знание и социальное управление», 1976; «Наука как компонент социальной системы», 1988). В сфере науч. интересов в 1990-е – методология цивилизац. подхода к изучению истории, филос. проблем культуры. В работах 2000-х показывал, как в эпоху классич. античности из первонач. синкретич. единства знаний и ценностей, характерн. для мифологич. сознания, вперв. выделяется Логос – интеллект. начало культуры в виде совокупности техник рацион. умозрения и рефлексии над эмпирич. данными. В истории философии выделял две принцип. линии: Декарта–Канта, вед. к признанию сущностн. автономии свободы, и Спинозы–Гегеля, трактующую свободу как познан. необходимость. Согласно К., между этими по форме взаимно противоречивыми путями нет реальн. антагонизма: «познанная необходимость» есть форма присутствия свободы в интеллект. ветви культуры, тогда как для ее духов. ветви имманентна автономия свободы выбора, делающая возможной нравственность и др. норматив. формы сознания. Действующий социальн. индивид не только должен освобождаться, познавая необходимые законы природы, но и демонстрировать подлин. автономию через творч. целеполагание. Творчество, согласно К., – не только высш. форма предметн. деят-сти, но и онтологич. форма присутствия свободы в мире.

В обл. философии культуры К. было проведено разграничение интеллект. и духов. ветвей культуры, определены их особенности и рассмотрены формы взаимосвязи («Интеллектуальное и духовное начала в культуре», 2011). В обл. социальн. философии проанализированы принципы цивилизац. подхода и рассмотрена идея многомерн. методологии исследования общ-ва. В сфере методологии и социологии науки определены особенности совр. науки как социальн. ин-та, исследованы в методологич. плане особенности нац. инновац. системы и стратегии инновац. развития России («Инновационная система России. Формирование и функционирование», 2003).

Жил на Ломоносовском просп., 14; на Кутузовском просп., 67, корп. 1.

Соч.: Формы общественного сознания. М., 1959 (в соавт.); О классификации общественных наук // Вопросы философии. 1964. № 11 (в соавт.); Очерк марксистской теории общества. М., 1972 (в соавт.); Методологические вопросы комплексного исследования научного труда // Вопросы философии. 1977. № 5; Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования // Там же. 1980. № 7 (в соавт.); Соотношение детерминизма и системности в методологии социального познания // Там же. 1983. № 6; Культура и социальность // Постижение культуры: Ежегодник. М., 1998. Вып. 7.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Плита колумбария Кунцевского кладбища, за которой в нише находится урна с прахом В.Ж.Келле (колумб. 10АМ, секц. М3). Фото 23.04.2024