Род. и умер в М.
Философ, историк философии, педагог; д. филос. н. (1973), проф. Окончил с отличием филос. ф-т МУ (1955), аспирантуру по каф. философии МОПИ (1958), где защитил канд. дисс. «Мировоззрение Вольтера» (опубл. под названием: Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. М., 1965). В 1958–60 – м. н. с. Ин-та философии АН. С 1960 вел исслед. и преподават. работу на каф. истории заруб. философии филос. ф-та МУ. В 1973 защитил докт. дисс. «Экзистенциализм Жана-Поля Сартра» (опубл.: М., 1969). Специалист по истории зап. философии Нового времени (от Бэкона до Фейербаха), творчеству мыслителей XX столетия (франц. неотомизм, франц. персонализм, философия А.Бергсона и др.). В исследованиях К. выявляются механицистские и фиксистско-метафизич. основания деистич. креационизма в просветит. натурфилософии XVIII в., анализируется роль Вольтера и И.Канта как создателей просветит. «этикотеологии», преодолевается механицизм и идет разработка учения о саморазвитии, – все это рассматривается как основа последовательно материалистич. понимания философии Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха. К. также давалась интерпретация их антропосоциальн. концепции как этич. (но не идеалист.); выдвигалось и обосновывалось положение о принцип. невозможности и нереализованности материалистич. понимания духов. мира человека, общ-ва и истории. К. показывал диалектически противоречивую логику развития нем. классич. философии (от материалистич. космогонизма Канта к вариациям трансцендентальн. идеализма Фихте и Шеллинга, затем – к идеализму Гегеля и далее к антропологизму Фейербаха). К. предлагал истолкование гносеологии Канта как агностикоформной и когнитивистской, а социальн. философии Гегеля – как либерально-консерватив. и реформистски-прогрессистской. Франц. философия перв. двух третей XX в. рассматривалась К. как гексада «эволюционистских», эпистемологич., неохристиан., неогегельянск., экзистенциалист. и марксист. учений. К. считал, что история философии трансформируется в философско-ист. культурологию, становящуюся затем совр. «метафилософией». Обосновывал и принципиально новое понимание сущности учений Платона и Юма. В его трудах содержался новый подход к теории филос. процесса. Выдвинул понимание интегрально-ист. метафилософии как высш. цели исследования истории филос. мысли, отстаивал положение о принцип. беспартийности историко-филос. знания.
Автор вступит. ст. и комментариев к изд. рус. переводов Дидро и Вольтера (см.: Дидро Д. Сочинения. М., 1986. Т. 1–2; Вольтер. Философские сочинения. М., 1996), учебника «Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века» (2-е
Жил на Беломорской ул., 18, корп. 4. Похоронен на Долгопрудненском кладб.
Соч.: Развитие марксистской философии во Франции после Второй мировой войны. М., 1962; Французская буржуазная философия XX века. М., 1970; Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Французский материализм XVIII века. М., 1981; Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986 (в соавт.); Европейская философия XVIII века. М., 2006.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014 (испр.)
