Род. в М., убит в пос. Семхоз Моск. обл.
Правосл. священник, протоиерей, библеист и историк, писатель, публицист. Род. на ул. Б. Молчановка, в первые полтора года семья Меней жила в Коптельском пер., затем переехала на Б. Серпуховскую ул. (д. 38). Религ. становление матери М. – Елены Семёновны – происходило в среде паствы священника отца Алексея Мечева и настоятеля храма Святых Кира и Иоанна на Солянке архимандрита Серафима (1880–1942), к-рый тайно крестил Александра и его мать в одном из подпольных жен. монастырей на квартире в Загорске (Сергиев Посад). Отец Серафим, живший в подполье, стал на неск. лет духовником Александра, его матери и тётки. После кончины Серафима наиб. влияние на духовное развитие М. оказала настоятельница подпольного монастыря схимонахиня Мария (1879–1961). В 1943–53 М. учился в Моск. школе № 554. Круг его интересов отличался необычайной широтой – литература, астрономия, биология, история, философия, богословие; занимался в кружке рисования у художника-анималиста В.А.Ватагина в Зоологич. музее, в биологич. кружке П.П.Смолина при Педагогич. ин-те. В 1940-х гг. М. участвовал в деятельности подпольного кружка, организованного духовными детьми Мечевых (кружок собирался в осн. на квартире Б.А.Васильева – тайного священника, палеонтолога, этнографа, историка, устраивавшего вместе со своей женой лекции по культуре и религии, чтения и обсуждения Священного Писания). В 1950 М., решив стать священником, начал прислуживать в алтаре ц. Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1953 закончил школу и поступил в Моск. пушно-меховой ин-т (г. Балашиха Моск. обл.) на охотоведческий ф-т, к-рый в 1955 был переведён в с.-х. ин-т в Иркутске. Здесь одноврем. работал в епархиальном управлении, числясь истопником, за что был отчислен из ин-та в 1958. В сер. 50-х гг. сблизился с другом и прихожанином отцов Мечевых – священником Н.А.Голубцовым, к-рый служил в одном из моск. храмов и до своей смерти (1963) был духовником М.
После возвращения в Москву (1958) был представлен инспектором Моск. духовной академии А.В.Ведерниковым митрополиту Николаю (Ярушевичу); по его благословению посвящён в дьяконы и направлен в приход с. Акулово (под Одинцовом). В 1958–60 учился на заочном отделении Ленингр. духовной семинарии, после чего был рукоположен в Донском мон. епископом Стефаном (Никитиным) в сан священника; направлен вторым священником (с 1961 настоятель) в храм Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном с. Алабино. В 1968 окончил Моск. духовную академию.
В 50-х гг. работал над очерком общей истории Церкви, в 1959 закончил первый набросок книги «Сын Человеческий». В 1960 начал писать 6-томную «Историю религий». В 1964–70 второй священник церкви близ ст. Тарасовка Ярославского направления Моск. ж. д.; жил в доме родителей жены в пос. Конкурсный близ ж.-д. ст. Семхоз. Летом 1970 переведён в храм Сретения Господня в Новой Деревне, близ г. Пушкино (с 1989 настоятель этого храма). Его прихожанами были сотни москвичей.
Написанные в Алабине, Тарасовке и Новой Деревне работы («Истоки Религии», «Магизм и единобожие», «У врат молчания», «Вестники Царства Божия», «На пороге Нового Завета», «Небо на земле») выходили в Брюссельском изд-ве «Жизнь с Богом» (в
В 1980-х гг. написаны «Опыт изложения основ ветхозаветной исагогики в свете работ рус. библейско-историч. школы и новейших исследований» и «Словарь по библиологии». Книги его, распространяемые нелегально, приводили к правосл. вере тысячи людей. В 1988 началась открытая миссионерская деятельность М. В мае 1988 он впервые выступил с публичной лекцией в Моск. ин-те стали и сплавов. В дальнейшем М. прочитал более 200 лекций в Москве и пригородах (их темы: «История религий», «Жизнь и смерть», «Библия в литературе», «Обряды и таинства», «Культура и христианство» и др.). М. – первый священник в России, к-рый начал регулярно выступать по радио и телевидению. Вместе с др. православными, католиками и протестантами участвовал в создании Библейского об-ва. Был убит утром 9 сент. 1990, когда шёл на Воскресную литургию.
Москва: энциклопедия / Гл. ред. С.О.Шмидт. – М.: БРЭ, 1997