Род. в Ветлуге Костромск. губ., умер в М.
Педагог, д. п. н. (1968), проф. (1970), ак. АПН СССР (1968). После окончания общественно-экон. отд-ия Вятск. пед. ин-та (1929) учитель шк., стар. инспектор губоно в Вятке, в 1931–37 – в г. Горький (преп. филиала ИКП, доц. КГПИ, инспектор-методист, дир. Краевого НИИ политехн. шк.). В 1937–38 в Управлении школ Наркомпроса (перв. зам. нач. управления, нач. учебно-методич. отд.). Затем учитель в моск. школах, в 1940–42 в ГНИИ школ Наркомпроса (зав. сектором, учен. секр.). С 1945 в системе АПН: в НИИ СИМО (1955–65, зам. дир.), гл. учен. секр. (1965–66), ак.-секр. разл. отд-ий (1967–71).
Специалист в сфере теории и методики воспитания. Работам М. присущ гуманистич. характер, забота о всесторон. развитии дет. личности. Разрабатывал способы воспитания сознат. дисциплины школьников, нравств. воспитания, формирования мировоззрения школьников на основе развития их инициативности, реализации принципа единства сознания и деят-сти, подчеркивал субъектный характер позиции ребенка в процессе воспитания. Разрабатывал содержание общего и политехн. сред. образования. Стремился связать достижения пед. науки с практикой обучения и воспитания. Занимался популяризацией пед. знаний, изучением и обобщением передового пед. опыта. Предложил методику проведения пед. экспедиций с целью науч. анализа уровня знаний учащихся и кач-ва работы учителей. В историко-пед. работах актуализировал потенциал шк. педагогики 1920-х, значительно расширил круг персоналий.
Жил на ул. К. Маркса, 22; на Б. Академической ул., 6; на просп. Вернадского, 123. Похоронен на Кунцевском кладб.
Соч.: Проблемы воспитания в процессе обучения. М., 1968; Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М., 1983; Основы педагогических знаний. М., 1986; Становление и развитие сов. педагогики: 1917–1987: Книга для учителя. М., 1987.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 3: М–Р. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010