ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович (1918 – 2013)

Род. в Вильно, умер в М.

Философ, культуролог, религиовед, публицист. Из служащих. В М. с 1925. В 1935 поступил на филос. ф-т ИФЛИ, после упразднения ф-та перешел на отд-е рус. лит-ры. Поcле окончания ИФЛИ (1940) преподавал в Тульск. пед. ин-те. Уч-к Великой Отеч. войны; был ранен. В 1949 арестован по обвинению в антисов. деят-сти, в 1950–53 отбывал наказание в Каргопольлаге; в 1958 реабилитирован. В 1953–56 – учитель в станице Шкуринская Краснодарск. края. С 1956, вплоть до пенсии, работал библиографом в ФБОН АН СССР (ныне ИНИОН РАН). В 1959–60 вокруг П. образуется полуподпольн. философско-ист. и политэкон. семинар. Впосл. опыт философско-полит. подполья был оценен П. как отрицательный. С 1962 печатался в науч. изд. (ст. по востоковедению и сравнит. культурологии, духов. жизни Индии и Китая). Широкую известность П. принесли распространившиеся в 1960-х в списках филос. эссе «Квадрильон» и антисталинск. доклад «Нравственный облик исторической личности». До сер. 1980-х работы П. на культурно-ист. и социально-полит. темы публиковались в самиздате и в эмигрант. ж-лах «Синтаксис», «Континент», «Грани», «Страна и мир» и др. В многолетн. полемике с А.И.Солженицыным (с сер. 1970-х) критиковал почвеннич. идеалы с позиций либерализма («Страстная односторонность и бесстрастие духа», 1998, и др.). Автор эссе о Ф.М.Достоевском, Д.Л.Андрееве, К.Ясперсе, М.Бубере и др., автобиографии «Записки гадкого утенка» (2003). С 1997, совм. с женой З.А.Миркиной, вел философско-поэтич. семинар в Клубе меценатов при Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.

Главное в становлении духовности, считал П., – это понимание выхода ее глубинного уровня за все слова, все знаки, понимание всех писаний как перевод с несказанного на высказанный человеч. яз. При таком подходе становится очевидным, что глубина любой вел. религии ближе к глубине др. вел. религии, чем к собств. поверхности. В этом смысле П. исповедует не только диалог культур, но и диалог религий. Общая мистич. основа мир. религий ставится для П. выше частностей, кот. порою переоцениваются представителями тех или иных конфессий или выдаются за целое, в результате чего происходит подмена духа религ. учения его «буквой». П. сыграл большую роль в установлении духов. контактов между Востоком и Западом, между светск. и религ. культурой совр. рос. общ-ва.

Жил на ул. Обручева, 8; с 1990-х – на ул. Новаторов, 40, корп. 5. Похоронен на Даниловском кладб.

Соч.: Выход из транса. М., 1995; Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 2003; Сны Земли. М., 2004; В тени Вавилонской башни. М., 2004 (совм. с З.А.Миркиной); Следствие ведет каторжанка. М., 2004; Невидимый противовес. М., 2005 (совм. с Миркиной); Великие религии мира. М., 2006 (совм. с Миркиной); Дороги духа и зигзаги истории. М., 2008.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Надгробие на могиле Г.С.Померанца на Даниловском кладбище (уч. 29). Фото 01.08.2019
Надгробие на могиле Г.С.Померанца на Даниловском кладбище (уч. 29). Фото 14.11.2014
Могила Г.С.Померанца на Даниловском кладбище (уч. 29). Фото 23.02.2013