Род. в Тифлисе, умерла в М.
Актриса, реж., педагог; нар. арт. РСФСР (1957). Род. в семье врача. По окончании харьковск. гимн. (1919) занималась в драм. студии В.Б.Вильнера при т-ре под рук. Н.Н.Синельникова; одноврем. работала делопроизводителем в секретариате ВЦИК (1919–20), затем – в Центр. стат. бюро (1920–21).
В 1920 поступила в 3-ю Студию МХАТ (с 1926 – Т-р им. Евг. Вахтангова). Осн. педагоги – Евг.Б.Вахтангов и С.Г.Бирман. Проявила себя как яркая острохарактерн. актриса. Вахтангов оценил ее дарование и поручил Р. роли в своих перв. спектаклях: Гостья, Мадемуазель Орнанс («Чудо св. Антония» М.Метерлинка, 1921, 1924), Гостья («Свадьба» А.П.Чехова, 1921), Зелима («Принцесса Турандот» К.Гоцци, 1922). Среди др. ролей: Комедиантка («Марион де Лорм» В.Гюго, 1926), Зиночка («Заговор чувств» Ю.К.Олеши, 1929), Мадам Токарчук («Интервенция» Л.И.Славина, 1933). Роли Р. были сыграны с куражом, со вкусом к гротескн. остроте сценич. рисунка, с умением концентрировать на пятачке эпизода весь характер персонажа, выразить его в одной-двух точно отобран. деталях.
С 1935 занималась режиссурой. На формирование режиссер. дара Р. значит. влияние оказал Р.Н.Симонов. Всего как реж. поставила св. 30 спектаклей, некот. как сореж.: совм. с А.М.Габовичем, Симоновым, А.И.Горюновым, Е.Р.Симоновым. Была сореж. в постановках: «Флорисдорф» Ф.Вольфа (1936), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1939), «Опасный поворот» Дж.Б.Пристли (1940). Перв. самостоят. спектакль – «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана (1941).
В гг. Великой Отеч. войны Р. – реж. фронтового филиала Т-ра им. Евг. Вахтангова при Политуправлении 1-го Укр. фронта (1942–43). В 1944–45 работала с фронтовым т-ром в Польше и Германии. Поставила спектакли: «Наш корреспондент» И.М.Меттера и Л.Д.Левина (совм. с Габовичем и А.А.Орочко, 1942), «Добро пожаловать!» А.П.Штейна и З.М.Аграненко (1943), «Где-то в Москве» В.З.Масса и М.А.Червинского (1944) и др.
В послевоен. гг. работала над обширн. репертуаром: от сов. драматургии до классич. рус. и заруб. произв. Среди наиб. изв. спектаклей: «Приезжайте в Звонковое» А.Е.Корнейчука (1947), «Отверженные» В.Гюго (1950), «На золотом дне» по Д.Н.Мамину-Сибиряку (1955), «Черные птицы» Н.Ф.Погодина (1962), «Железный ангел» П.Ф.Нилина (1963), «Насмешливое мое счастье» Л.А.Малюгина (1965), «Шаги командора» В.Н.Коростылева (1972) и др. Великолепно владела вахтанговск. шк. В своих постановках достигала сочетания яркой театр. формы с колоритн. сочностью и жизнен. достоверностью образов. Режиссер. индивидуальность Р. – великолепн. фантазия, глубокое раскрытие авторск. мат-ла, смело и точно найден. форма, динамичность построения спектакля в целом.
Спектакли Р. оформляли художники: В.Ф.Рындин, В.В.Дмитриев, Я.З.Штоффер, С.Н.Ахвледиани, И.М.Рабинович, М.А.Виноградов, И.Г.Сумбаташвили и др.
Многолетн. дружба связывала Р. с Н.П.Акимовым, с кот. она осуществила ряд постановок в возглавляемом им Ленингр. т-ре комедии: «На бойком месте» А.Н.Островского (1944, совм. с Акимовым), «Милый обманщик» Дж.Килти (1961), «Игра с кошкой» И.Эркеня (1973) и др. Одной из посл. ее работ стала постановка «Ключ к сновидениям» Г.Ягдфельда на Малой сцене Т-ра им. Евг. Вахтангова (1985).
Занималась пед. работой в Студии Ю.А.Завадского (1928–29), Т-ре-студии Р.Н.Симонова (1928), Центр. техникуме театр. иск-ва (1930). С 1924 до кон. жизни преподавала актер. мастерство в Уч-ще им. Б.В.Щукина, проф. Среди ее учеников – Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, В.С.Лановой и др.
В 1960-х на телевидении осуществила ряд постановок: «Западня» Т.Драйзера (1961), «Мой белый город» Ю.Ф.Эдлиса (1961), «Тупейный художник» по Н.С.Лескову, «Бабушкин роман» А.Эннекена и А.Мийо (1964), «Ася» И.С.Тургенева (1968) и др.
В 1920-х жила в Мансуровском пер., 3; с 1928 – в Б. Левшинском пер., 8-а; с 1937 – на ул. Вахтангова, 12; с 1977 – на ул. Щукина, 8-а. Похоронена на Новодевичьем кладб.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 3: М–Р. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010